Эта неделя — одна из самых неудачных в году. Главные летние блокбастеры отгремели, выходят остатки: фильм-катастрофа о торнадо, очередная борьба черепашек-ниндзя с преступностью, российская комедия о плохом актере и индийские страсти о скуке в браке.
Как и все на свете, кино подвержено моде. Темы для фильмов исчезают после пресыщения и возвращаются циклично, как мода на розовый. Фильмы-катастрофы были популярны в 1970-х, потом — когда появились современные спецэффекты — в середине 1990-х и возвращаются на новом витке. Но при этом — как завещал Карл Маркс, сначала трагедия, потом фарс — совсем не пугают на фоне уже прошедших за последние месяцы фильмов по комиксам и о Годзилле.
Участие звезд является одним из главных условий голливудской катастрофы. Но в наше беззвездное время не нужны даже они. В «Навстречу шторму» снялись актеры, максимум мельком запомнившиеся по недавно прошедшим сериалам, поэтому сопереживания родным лицам особенно нет — ну, унесет ветром третью брюнетку слева из «Ходячих мертвецов», и ладно, невелика потеря.
Ничего нового для развития жанра «Навстречу шторму» тоже не сообщает. Спецэффекты за последние 18 лет, со времен самого известного фильма о торнадо «Смерч» (1996) особенно не прогрессировали, а темы у таких фильмов всегда похожие: вдовец с двумя детьми полтора часа едет на заброшенный завод, чтобы успеть спасти сына, а члены съемочной группы, погнавшиеся за торнадо по рабочей необходимости, осознают, что жизнь важнее славы. Осознают, надо сказать, довольно поздно, когда одного из команды убило на их глазах, поэтому как-то не жалко, что людям досталось от разбушевавшейся природы — сами дураки, вот и досталось.
Время от времени в Голливуде вспоминают: в запаснике лежит нечто настолько древнее, что можно сделать вид, что люди по нему соскучились. На самом деле, конечно, ни один нормальный человек в здравом уме не будет радоваться новым «Черепашкам-ниндзя» — понятно, что продюсер Майкл Бэй решил после «Трансформеров» еще раз заработать этим летом на родителях, которым надо куда-то девать детей за три недели до школы. К Бэю прилагается его давняя подруга Меган Фокс, которая играет здесь главную героиню — тележурналистку, мечтающую о «настоящей» работе с криминальными новостями. Судя по тому, что у Фокс только два выражения лица — с открытым ртом и с открытым ртом перед обмороком, понятно, почему ее начальство в лице Вупи Голдберг в успех амбициозной журналистки не верит. У Фокс появляется шанс, когда черепашки с именами художников Возрождения являются спасать город от преступной мафии, и если в случае с «Навстречу шторму» кажется, что вы все это где-то видели, то здесь вы точно знаете, где видели и при каких обстоятельствах, да еще думаете, зачем вы смотрите это снова.
Действие этой полной унылых штампов российской комедии, как будто рассказанной Евгением Петросяном, происходит в киносреде. Но это не киноманское кино, не «фильм о фильме» и не приглашение на профессиональную кухню с жутким инсайдерством. Это история об актере-неудачнике Кеше, в котором нет ни одного достоинства, и жизнь за это поворачивается к нему своими самыми непривлекательными сторонами. У Кеши весь набор «расстался с девушкой — потерял работу — задолжал бандитам», но, как это бывает в российском кино, авторы которого насмотрелись голливудских комедий 1980-х, завещание отца решит все Кешины проблемы, главное — успеть жениться за месяц, оставшийся до сорокалетия. Жалко, что и сам фильм, снятый режиссером Чубриковым, похож на Кешу до оглашения завещания.
После современной российской комедии логично перейти к индийской, которая оказалась местной версией международной проблемы «Что происходит после финальных титров?» В Европе и Америке на эту тему сняты тысячи фильмов: парень с внешностью индийской кинозвезды подходит в баре к милой девушке, потом они женятся, потом рожают ребенка, потом вдруг выясняется, что терпеть все это совершенно невыносимо и как вообще эта вечно недовольная тетя в халате соотносится с той, из бара, которую еще недавно хотелось носить на руках? Индийские кинематографисты начинают применять методы, опробованные Адамом Сэндлером и Дрю Бэрримор и вызывать чувства из прошлого искусственно, с помощью уловок. И так как перед нами индийское кино, все в какой-то момент начинают танцевать. И да, это все равно лучше, чем «Здрасьте, я ваш папа!»