Вагон качается

Почему на российских железных дорогах участились случаи крушения поездов

Сход вагонов с нефтепродуктами в Ростовской области 9 мая 2013 года
Фото: пресс-служба МЧС по Ростовской области / РИА Новости

Утром 5 августа на станции Ерофей Павлович в Амурской области сошли с рельсов 16 вагонов грузового поезда. Об этом на своем сайте сообщает Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета России. В свою очередь в пресс-службе Западно-Сибирской железной дороге поспешили заявить, что пострадавших в результате аварии нет. Впрочем, это далеко не единичный случай схода вагонов на российских железных дорогах. Это заставляет правительство ужесточать требования к качеству эксплуатируемого подвижного состава. Постановление правительства об обязательной сертификации вагонов с продленным сроком службы было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 31 июля и вступило в силу 2 августа.

Железный конь

Потерпевший аварию на Забайкальской железной дороге поезд следовал с небольшой скоростью — не более 21 километра в час. При осмотре состава выяснилось, что причиной стал сход с рельсов вагонов, значившихся под номерами с 6-го по 21-й от головы поезда. Первый из них принадлежит ОАО «НТК-ВАГОН» (аффилировано с UCL Rail Владимира Лисина). Вагон неоднократно проходил продление срока службы. Последний раз ремонт производился Кавказской ОАО «ВРК-2». Подвижной состав и инфраструктура электроснабжения не повреждены. Габарит соседнего пути не нарушен. Угрозы экологической безопасности нет. Движение поездов осуществляется в штатном режиме», — говорится в сообщении пресс-службы ЗабЖД.

Согласно статистике, которую ведет ОАО « РЖД», именно вагоны с продленным сроком службы неоднократно становятся причиной аварий на железной дороге. Тоже самое произошло и на этот раз. 6-й вагон состава был построен аж в 1983 году, последний раз срок его службы был продлен до 2016 года. Среди неисправностей ранее фиксировались обрыв сварного шва стойки, отгиб опорной площадки. Пробег вагона составляет 83 тысяч 360 километров.

«Продление сроков службы вагонов и приводит к многочисленным авариям, — прокомментировал «Ленте.ру» ситуацию начальник управления маркетинга и сертификации НПК «Уралвагонзавод» Михаил Бойко, — Появился даже термин — бумажное продление». Решить проблему, как считают специалисты, может внедрение системы сертификации отремонтированных вагонов. А также ограничение сроков продления их службы.

Ранее правительство уже ограничило срок продления службы вагонов с 5-7 лет до одного года. Это сделало невыгодным многим владельцам подвижного состава приобретение и содержание старых аварийных вагонов. Теперь дело за постановкой заслона в использовании при ремонте подвижного состава контрафактных деталей, производимых в Китае и на Украине. Интересно, что послеремонтную сертификацию поддерживают не только производители вагонов, но и перевозчики.

Знак качества

Постановление правительства об обязательной сертификации вагонов с продленным сроком службы, вступило в силу 2 августа. «Это позволит минимизировать число сходов вагонов, — говорит генеральный директор ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Олег Сиенко. — То, что сейчас делается с продлением срока службы — это беззаконие полное. Только производитель может продлевать срок службы. А для этого требуется капитальный ремонт вагонов. Ведь существует элементарная усталость металла, многие другие факторы, влияющие на безопасность движения. Сертификация позволит устранить с путей число вагонов, отремонтированных абы как и непонятно кем».

А что говорят в самом РЖД? «Думаю, с введением обязательной сертификации порядка на железной дороге станет больше, — говорит заместитель начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД» Александр Лукьянов. — Ранее мало кто отслеживал, по каким причинам и в каком порядке продлевается срок службы».

А эксплуатанты? «Мы также являемся собственниками старого парка, но обязательную сертификацию поддерживаем. Несмотря на то что в краткосрочной перспективе продление старого парка дает дополнительный положительный финансовый результат. Мы учитывали эти риски при приобретении подвижного состава. При восстановлении баланса спроса и предложения вагонов, скорее всего, стоимость аренды парка повысится. Это позволит операторам приобретать у вагоностроителей новый подвижной состав», — сообщил «Ленте.ру» - говорит генеральный директор одного из ведущих операторов железнодорожных перевозок «Нефтетранссервис» Александр Тертычный.

Председатель совета директоров транспортно-логистической группы «Трансойл» Игорь Ромашов также подтвердил, что его компания занимает позицию убежденных сторонников отмены продления срока службы вагонов. «В свое время «продленка» была введена как временная мера для сохранения экономически обоснованной численности подвижного состава, — отметил он. — Сейчас эта инициатива себя изжила. Очевидно, что парк должен обновляться как физически, так и морально. Это залог экономической устойчивости системы машиностроения, функционирования инфраструктуры.

Впрочем, на рынке грузовых железнодорожных перевозок есть и недовольные этой мерой. Ведь ужесточение правил эксплуатации вагонов может привести к падению стоимости активов тех компаний, которые используют устаревший парк. Однако, как считают эксперты, в долгосрочной перспективе от установленной правительством обязательной сертификации выиграют как сами владельцы вагонов, так и РЖД. А обновлять вагонный парк все равно необходимо. Безопасность дороже.