Россия
09:01, 11 августа 2014

Арктические гости Что делают американские подлодки в приграничных российских водах?

Илья Крамник
Экипаж атомной подводной лодки во время тревоги
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

7 августа 2014 года противолодочные силы Северного флота обнаружили в приграничных водах иностранную атомную подлодку, предположительно американскую многоцелевую АПЛ типа «Вирджиния». Лодка была оттеснена из приграничных вод корабельной противолодочной ударной группой Северного флота при поддержке самолета Ил-38. Продолжительность контакта составила 27 минут.

Молчаливая традиция

Постоянное присутствие субмарин вблизи военно-морских баз вероятного противника стало одной из главных черт Холодной войны: и СССР и США готовились «ловить» ядерные ракетоносцы друг друга на выходе и атаковать их в случае наступления «часа “Ч”». Советские лодки, вдобавок, следили за американскими авианосцами, также представлявшими значительную угрозу.

Слежение было реальной боевой задачей: экипажи противостоящих подводных лодок действительно готовились к применению боевого оружия по «вероятному противнику», который в любой момент мог стать реальным. Особенно во время кризисов, сопровождавшихся повышением боевой готовности ядерных сил с обеих сторон.

Не менее важной задачей была разведка. Вступающие в строй субмарины и корабли нового поколения требовали изучения и описания. Оснащенные мощными гидроакустическими комплексами подлодки «снимали» акустические портреты оппонентов, что впоследствии облегчало их опознавание при встрече, позволяя точно установить класс и тип неприятельской субмарины, а иногда и точное название — на основании анализа деталей акустической сигнатуры и сопоставления их с другими сведениями.

Характерной чертой этих операций было молчание, сопровождавшее всю деятельность подводного флота с обеих сторон железного занавеса. За пределами редких заметок об очередной кругосветке или всплытии на полюсе, граждане не получали никакой информации о происходящем на подплаве. При всей разнице подходов к секретности, в данном случае СССР и США вели себя практически одинаково, принципиально не комментируя и не освещая операции своих подводных лодок.

В результате, достоянием гласности становились редкие инциденты с большим количеством жертв и/или чреватые теми или иными последствиями, или просто произошедшие/запланированные/поданные в нужный момент для формирования соответствующего мнения в обществе и элитах.

Так, периодически всплывающие в американской прессе сообщения об обнаружении советских и российских подводных лодок в основном совпадали с очередным раундом обсуждения расходов на флот в Конгрессе. В СССР бюджетный процесс не нуждался в таких драматических эффектах, и подобные сообщения появлялись в прессе куда реже, в основном совпадая с моментами обострений, и в основном выдерживались в тональности «морские рубежи на замке».

В эту концепцию укладывается и инцидент 7-го августа: обнаруженная лодка была вынуждена покинуть приграничную зону. Однако, два момента выделяют это событие из прочих. Во-первых, судя по описанию, инцидент отличался большой напряженностью: «супостата» вытесняли с размахом, наведя на него отряд боевых кораблей (КПУГ — корабельная поисково-ударная группа), во взаимодействии с самолетом. Во-вторых, это, видимо, первый объявленный публично контакт российских противолодочных сил с новейшей американской АПЛ типа «Вирджиния».

Идентификация цели

В составе атлантического флота ВМС США насчитывается семь субмарин типа «Вирджиния», из них шесть — в составе 4-й эскадры подводных лодок, и еще одна — в составе 12-й опытовой эскадры, предназначенной для испытаний нового оборудования и тактики действий подплава.

ВМС США вряд ли когда-то назовут точно лодку, которая в начале августа выполняла задачи в Баренцевом море и столкнулась с русскими противолодочными силами, однако сузить круг «подозреваемых» было бы интересно.

В первую очередь из списка исключается SSN-779 «Нью-Мексико» из состава 12-й опытовой эскадры, задачи которой в основном выполняются в полигонах боевой подготовки вдоль восточного побережья США и в Мексиканском заливе. К ней присоединяется также головной корабль проекта — SSN-774 «Вирджиния» и еще одна субмарина этого типа — SSN-780 «Миссури» из 4-й эскадры, которые, по имеющейся информации, недавно вернулись с боевой службы.

В составе 4-й эскадры насчитывается, однако, еще четыре лодки этого типа, которые с различной вероятностью могли там быть. Так, скорее всего это не была SSN-783 «Миннесота». Вступившая в строй меньше года назад, эта лодка начала длинный цикл боевой подготовки и слаживания экипажа, который в основном так же проходит в прибрежных водах, и может занимать в ВМС США до 2-2,5 лет. Таким образом, наиболее вероятно, что незваного гостя следует искать среди оставшихся трех субмарин: SSN-778 «Нью-Гемпшир» коммандера Шона Фуджимото, SSN-781 «Калифорния» коммандера Шона Хью, и SSN-782 «Миссисипи» коммандера Тори Свенсона.

Охота за «Ясенем»?

Появление вблизи территориальных вод новой подлодки само по себе не слишком удивительно: в конце концов, боеготовых «Вирджиний» становится все больше, и они сменяют проверенные, но стареющие «Лос-Анджелесы» постройки 1970-1990-х годов, в том числе и в миссиях у берегов «вероятного противника». Однако демонстративно жесткая реакция ВМФ России на появление американской субмарины, которую не стали не спеша «выпасать» в районе, наводя на нее новых и новых охотников, а немедленно устроили массированный «загон», говорит скорее всего не только о напряженной политической обстановке, но и о том, что американская лодка пыталась проследить за чем-то очень важным.

Исходя из имеющейся информации, с определенной долей вероятности можно предположить, что целью визита американской лодки была новейшая российская субмарина К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень». Переданный флоту в июле 2014 года «Северодвинск» в конце июля вышел на первую боевую службу. При этом фактически на лодке, лишь в прошлом году введенной в опытную эксплуатацию, также до сих пор продолжается слаживание экипажа, и основное время похода субмарине предстоит провести в полигонах боевой подготовки Северного флота, не отдаляясь от берегов больше, чем на 100-150 миль.

В случае, если эти предположения верны, и если американская лодка действительно пыталась найти (или нашла) «Северодвинск» в полигоне, жесткость реакции Северного флота становится легко объяснимой: противолодочные силы, заблаговременно развернутые в районе для обеспечения испытаний подводного крейсера, выполнили свою задачу, сорвав американской субмарине слежение за К-560.

Сравнение участников

Сравнение возможностей и концепций новейших американских и российских АПЛ весьма интересно. Во многом похожие, эти субмарины тем не менее серьезно различаются по своим возможностям и предназначению. Так, тип «Вирджиния» обязан своим появлением поиску дешевой альтернативы ультимативным по характеристикам и весьма дорогим АПЛ типа «Сивулф». Первоначально именно «морские волки», постройка которых началась в 1980-х, предполагались в качестве замены «Лос-Анджелесов». ВМС США намеревались получить лучшие субмарины на планете для противостояния новейшим советским АПЛ, и амбиции заказчика отражал индекс проекта и головного корабля: SSN-21, лодка XXI века. Однако резкое сокращение военных расходов после распада СССР поставило на программе крест: главный противник исчез, а для задач в рамках поддержания «глобальной стабильности» ультимативный подводный истребитель был явно излишним. В итоге по этому проекту было построено всего три субмарины, каждая из которых обошлась американскому бюджету примерно в четыре миллиарда долларов.

Поиски более дешевого варианта привели к созданию «Вирджинии», значительно меньшей по размерам и водоизмещению, и более дешевой: стоимость серийных лодок составляет уже менее двух миллиардов долларов, что весьма немного для подобных изделий. «Вирджиния» уступает «Сивулфу» по скорости, глубине погружения и, по некоторой информации, – по уровню скрытности. SSN-21 оценивается как менее шумный проект, в том числе за счет более активного применения различных шумопоглощающих устройств, благодаря большему диаметру корпуса субмарины. Вместе с тем, «Вирджиния» превосходит предшественника в возможностях действий против берега и проведения спецопераций, за счет наличия вертикальной пусковой установки для крылатых ракет и более широких возможностей по использованию подводных диверсантов. Всего американский флот должен получить тридцать субмарин этого типа.

Российский проект 885, по факту, являлся ответом именно на появление проекта «Сивулфа», но во второй половине 80-х, когда облик новой лодки только формировался, уже было ясно, что специализированные боевые единицы с каждым поколением обходятся все дороже и дороже. Советские разработчики попытались создать концепцию корабля, который объединял бы в себе возможности для выполнения двух ключевых задач: борьба с авианосцами и борьба с подлодками. Кроме того, технический прогресс, позволивший создать универсальный стрельбовый комплекс, позволил расширить и возможности действий против берега, вооружив перспективную лодку не только противокорабельными, но и стратегическими крылатыми ракетами.

В то же время 10 торпедных аппаратов «Северодвинска» позволяют и сформировать достаточно мощный торпедный залп по отряду боевых кораблей, и вести подводную дуэль одновременно с несколькими противниками. Мощный гидроакустический комплекс с антенной большого диаметра в носовой части лодки и боковыми антеннами дает лодкам этого проекта возможности по обнаружению подводных целей, по некоторым мнениям превосходящие таковые у заокеанских ровесников — за счет большей площади антенн и более высокой энергетики комплекса.

Строительство головного «Ясеня» затянулось на долгие 17 лет, заложенный в 1993 году «Северодвинск» был спущен на воду лишь в 2010. Вместе с тем надо иметь в виду, что фактически активные работы на лодке начались только во второй половине 2000-х годов, после начала регулярного финансирования и серьезной переработки проекта с учетом появления нового оборудования.

За возможности приходится платить: цена «Северодвинска», по некоторым оценкам, превышает 110 миллиардов рублей, приближаясь, таким образом, к цене «Сивулфа». Предполагается, что стоимость серийных лодок удастся сократить до 70-80 миллиардов, однако это все равно будет значительно дороже, чем у «Вирджинии», цена которой сегодня находится в районе 60-65 миллиардов рублей по курсу, и слишком дорого для того, чтобы использовать «Ясень» в качестве основной подлодки. В качестве приемлемой цены многоцелевой атомной субмарины называется величина в 45-55 миллиардов рублей.

В короткий период «перезагрузки» российско-американских отношений высказывались предположения, что серия этих лодок может быть сокращена с исходных восьми единиц до 3-4 с заменой Ясеня в постройке на российский аналог «Вирджинии»: относительно недорогую универсальную АПЛ, потребности в которой оцениваются примерно в 20 единиц. Однако, как показывает развитие политической обстановки, противостояние ВМС США, в том числе охота за авианосцами противника, возвращается на первое место в списке задач ВМФ России. Это означает, что серия лодок-носителей противокорабельных ракет будет продолжена, и вполне возможно, увеличена в объеме. В настоящее время, помимо головной лодки, которая уже передана флоту, на стапелях находятся три АПЛ проекта 885 «Ясень»: заложенная в 2009 году «Казань», в 2013 – «Новосибирск» и в 2014 –«Красноярск». Ввод этих субмарин в строй запланирован на 2017-18 годы. Еще три лодки этого проекта должны быть заложены в 2015 году, со вводом в строй в 2019-20. В составе флота эти лодки будут заменять атомные подводные крейсера проекта 949А «Антей», составляющие сегодня основу «противоавианосных» сил флота.

Впрочем, «Ясень» будет не единственным типом многоцелевых лодок нового поколения. Разработка проекта АПЛ для замены «подводных истребителей» проектов 971, 945, 671РТМ советской постройки ведется в КБ «Малахит». Ожидается, что постройка новой субмарины, которая дополнит «Ясени» в составе флота, начнется после 2015 года.

< Назад в рубрику