То, чего многие так боялись, все-таки произошло: лихорадка Эбола добралась до стран Запада. Случаи этого заболевания были зафиксированы в США, Великобритании и Испании. При этом в самой Африке число умерших от этого вируса, по официальным данным, перевалило за тысячу, а еще почти две тысячи числятся зараженными. Реальный же масштаб бедствия, скорее всего, более ужасающий. В этих условиях Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала лихорадку угрозой мирового масштаба. Между тем сертифицированная вакцина против вируса Эбола появится не ранее 2015 года.
После того как 12 августа в мадридском госпитале скончался зараженный вирусом Эбола испанский священник Мигель Пахарес, стало ясно, что ситуация с этим заболеванием выходит из-под контроля. Теперь это уже не локальная африканская проблема, а потенциальная угроза человечеству. Чтобы понять, насколько опасен этот вирус, достаточно обратиться к статистике: за полгода, несмотря на все усилия специалистов, в Западной Африке лихорадка Эбола унесла жизни минимум 1013 человек.
За сорок лет существования вируса ученые так и не смогли найти против него лекарства. Правда, дело тут было не столько в сложности самой задачи, сколько в нежелании фармакологических корпораций вкладываться в исследования. Предполагалось, что рынок сбыта будет очень ограниченным и вложения могут не окупиться.
Однако в последнее время ситуация изменилась. Разработка вакцин пошла полным ходом. Сейчас сывороткой для лечения от вируса занимается канадская фармацевтическая компания Tekmira и несколько американских. Не стоят в стороне от разработки препарата и российские ученые, рассказал «Ленте.ру» заведующий отделом арбовирусных инфекций Научно-исследовательского института вирусологии имени Д.И. Ивановского РАМН Александр Бутенко: «Советские исследователи в свое время занимались поиском лекарства, в наши дни проходит испытания отечественная вакцина, которая была создана в новосибирском «Векторе». У сотрудников этого научного центра есть все необходимое, есть штаммы вируса. Пять или шесть типов вакцин готовы в американских лабораториях. Они прошли испытания на обезьянах. Правда, для внедрения лекарства необходимо пройти длительную процедуру получения разрешения и испытаний. В лучшем случае вакцина появится к 2015 году».
В начале августа врачи США экспериментальный препарат ZMapp компании Mapp Pharmaceuticals ввели двум американцам, которые заразились вирусом Эбола в Западной Африке. 33-летнего доктора Кента Брэнтли и 59-летнюю медработницу Нэнси Райтбол для этого доставили в Атланту. Сейчас, по словам врачей, они идут на поправку.
В мире это вызвало неоднозначную реакцию. В то время как западные СМИ окрестили препарат чудо-средством, ВОЗ посчитала неэтичным давать людям лекарство, которое еще не было сертифицировано. В Африке же тот факт, что сыворотку дали американцам, в то время как на Черном континенте заражены около двух тысяч человек, вызвал волну возмущения. В ответ на это США и директор ВОЗ Маргарет Чен решили выдать экспериментальную вакцину от лихорадки Эбола врачам в Либерии.
А через некоторое время и ВОЗ изменила свое отношение к малоизученной вакцине. В итоге 13 августа Канада объявила, что отправит в Африку около тысячи доз экспериментального лекарства. Пока же зараженным в основном дают средства для повышения иммунитета, противорвотные, обезболивающие и успокоительные препараты.
По словам медиков, чем раньше у человека выявят лихорадку, тем больше у него шансов на выздоровление. Однако обнаружить заболевание не так просто. После заражения инкубационный период длится от двух дней до трех недель. К тому же симптомы зачастую напоминают грипп или малярию, поэтому многие заразившиеся не обращаются за помощью.
Африканские врачи утверждают, что из 10 заболевших выжить удается лишь одному. Европейские врачи, в свою очередь, говорят, что смертность достигает 60-70 процентов. Правда, чтобы это подсчитать, необходимо знать точное число заболевших и умерших, а сделать это сложно, полагает Александр Бутенко: «Неизвестно, насколько широко в африканских странах проводится диагностика. Говорят о почти двух тысячах заболевших и более чем тысяче погибших, но наверняка это неполная картина».
Нельзя сказать, что все остальные страны мира сидели сложа руки, наблюдая за тем, как Африка борется со смертельным недугом. Американцы и европейцы исправно выделяли денежные средства и отправляли врачей, чтобы помочь западноафриканским государствам. Как отмечает Guardian, международная организация «Врачи без границ» отправила в Гвинею 33 тонны медикаментов и оборудования, а так же группу медиков для помощи заболевшим.
Нынешняя эпидемия вспыхнула в феврале 2014 года в гвинейских лесах. С тех пор заболевание стало быстро распространяться, его эпицентр постепенно переместился в Либерию и Сьерра-Леоне, которые граничат с Гвинеей. К концу июля лихорадка добралась до Нигерии. Вначале Эбола свирепствовала только в сельской местности. Однако потом достигла столиц государств, где находятся международные аэропорты.
Вирус распространялся столь стремительно во многом по вине самих жителей Западной Африки. Не зная, как передается заболевание и как с ним бороться, сельские жители быстро заражали друг друга. Сейчас в разных городах и селах Гвинеи, Сьерра-Леоне, Либерии и Нигерии развешаны плакаты ЮНИСЕФ с описанием мер профилактики заболевания: мыть руки с мылом, обращаться в больницу при появлении головной боли, повышении температуры, диарее, рвоте и покраснении глаз, «не играть с обезьянами, не есть мясо диких животных и фрукты, которыми питаются главные разносчики вируса — летучие мыши, а также не прикасаться к умершим». Однако, несмотря на принятые меры, многие африканцы отказываются идти в больницы, где их обещают бесплатно лечить. Стесняясь своего заболевания, они предпочитают оставаться дома.
Принятый в Либерии и Гвинеи закон о кремации жертв лихорадки многие африканцы также игнорируют, продолжая хоронить своих родственников, соблюдая все обряды.
Погребение считается одним из важнейших ритуалов у жителей Западной Африки. По их мнению, от того, как они проводят в загробную жизнь своего родственника, зависит как его положение на том свете, так и благополучие семьи на этом. Как говорят либерийцы, «иначе дух умершего будет тревожить болезнями и несчастьями». Поэтому они стремятся накопить или занять как можно больше денег, чтобы устроить пышные похороны родственникам.
Однако, прежде чем похоронить умершего, семья должна убедиться, что «душа окончательно покинула тело». Для этого покойного выносят на террасу дома. Там умерший в сидячем или лежачем положении, окуриваемый травами, должен находиться от нескольких дней до нескольких месяцев.
Дальше, если родственники убедились, что человек действительно умер, устраивают похороны. Могилы обычно выкапывают вблизи деревень. Тех, кто умирает от тяжелой болезни, хоронят вблизи ручьев, чтобы «его заболевание уходило вместе с водой». Если на месте погребения члены семьи заметят что-то необычное, то могут решить, что человек умер не своей смертью. В этом случае они приглашают шамана для проведения ритуала. Перед погребением тело умершего обмывают. В некоторых западноафриканских странах сбривают волосы покойных, используя их потом для магических ритуалов.
«Невежество и бедность, а также укоренившиеся религиозные и культурные традиции продолжают способствовать распространению болезни», — заявила президент Либерии Эллен Джонсон-Серлиф в телеобращении к нации. Из-за нехватки перчаток и защитной одежды в первые месяцы распространения лихорадки заразились и многие работники госпиталей, которые ухаживали за больными. Их коллеги боялись ходить на работу. Причиной этого стала и возникшая среди африканцев паника. Опасаясь распространения вируса, они набрасывались на медработников, угрожая сжечь больницы, где лежат зараженные. В Либерии и Сьерра-Леоне охранять медицинские учреждения и персонал пришлось военным.
В этих двух странах, а потом и в Нигерии решили ввести режим чрезвычайного положения сроком на три месяца. Чтобы помешать распространению вируса, были закрыты школы и введен карантин в некоторых районах. Африканцы стараются избегать больших скоплений народа и боятся пожимать друг другу руки. Католическая церковь Нигерии во время мессы запретила рукопожатия, а также изменила порядок причащения. Теперь священник будет давать верующему облатку во время Евхаристии в руку, а не в рот.
Европейские врачи, несмотря на единичные случаи завоза африканского вируса-убийцы в отдельные страны, пытаются успокоить мировую общественность. Они объясняют, что «в развитых государствах с хорошей системой здравоохранения и санитарного контроля» опасность распространения Эболы крайне невелика.
Не паниковать призывает и Александр Бутенко — прямой угрозы России новая вспышка вируса не несет: «Завоз вируса, конечно, возможен. Во время инкубационного периода человек может перелететь в другую страну. Но естественных условий для циркуляции вируса в природе нет нигде, кроме Африки. На Черном континенте существуют биоценологические особенности, которые помогают вирусу процветать. На других континентах этого нет. Угрозы быть не должно».