Интернет и СМИ
11:25, 21 августа 2014

На биржу с интернетом «Лента.ру» оценила, акции каких интернет-сервисов принесли инвесторам самую ощутимую отдачу

Алина Гайнуллина
Фото: Chris Hondros / Getty Images / AFP

Десять лет назад компания Google провела первичное публичное размещение на бирже (IPO). С тех пор акции компании выросли в цене почти в 13 раз, что означает тринадцатикратную отдачу от вложений для наиболее преданных инвесторов.

Хотя многие аналитики считают акции интернет-компаний нестабильным активом, некоторые из них приносят владельцам вполне ощутимые прибыли. «Лента.ру» оценила, насколько прибыльными на сегодня могли оказались капиталовложения в десять популярных онлайн-сервисов по сравнению с моментом их IPO.

Ожидаемо, среди лидеров по отдаче оказались старожилы рынка, которые смогли удержаться на плаву на протяжении более десяти лет. Однако и новички биржи последних двух-трех лет пока не потеряли доверия инвесторов.

Amazon: 17-кратная прибыль пионера

Крупнейший онлайн-ритейлер Amazon в последние годы реализует рискованную стратегию — компания активно вкладывается в лицензирование контента и разработку собственных устройств, хотя при этом страдает ее прибыльность. Однако инвесторы сохраняют веру в сервис. Amazon разместил акции на бирже еще в 1997 году, стоимость их на тот момент составляла 18 долларов. Сейчас же их цена на Nasdaq составляет 335,78 доллара – примерно в 17 раз выше, чем в момент IPO.

Netflix: самая большая прибыль — на фильмах

Сервис Netflix, позволяющий при оформлении подписки смотреть в сети легальные фильмы, пока не доступен в России. В то же время, акции компании продемонстрировали едва ли не самую высокую доходность в интернет-сегменте.

Netflix вышел на биржу в 2002 году, предложив инвесторам акции по цене 15 долларов за бумагу. Сейчас акции компании стоят 472,19 доллара — таким образом, за 12 лет инвесторы могли увеличить стоимость своего пакета бумаг Netflix почти в 32 раза.

Baidu: восьмикратная прибыль за великой китайской интернет-стеной

Компания Baidu, которую СМИ окрестили китайским Google, имеет важное преимущество — доступ к крупнейшему в мире интернет-рынку Китая практически без конкурентов. Американские сервисы отказываются размещать в Китае свои серверы с данными о пользователях и их активности, и потому их работа в стране существенно ограничена.

Вместе с тем, Baidu торгуется на американской бирже Nasdaq с августа 2005 года. Если в ходе IPO ее акции стоили 27 долларов, то сейчас они торгуются уже на уровне 219,02 доллара — в восемь раз выше. Таким образом, ставка на китайский рынок могла сыграть на руку инвесторам интернет-сегмента.

5X LinkedIn: пятикратная прибыль на бизнес-связях

Соцсеть для делового общения LinkedIn пока не завоевала массовой популярности в России. Однако сервис выгодно отличает устойчивая бизнес-модель с тремя источниками дохода — платными объявлениями, рекламой и продажей премиум-аккаунтов.

LinkedIn разместилась на нью-йоркской фондовой бирже за год до Facebook — 18 мая 2011 года. Цену на свои акции соцсеть определила на уровне 45 долларов. Однако, как и в случае eBay, организаторы IPO продешевили — в первые же дни торгов цена акций LinkedIn удвоилась. На данный момент стоимость бумаг компании составляет 217,92 доллара, что почти в пять раз превышает первоначальную цену.

eBay: трехкратная прибыль на интернет-магазине

Компания eBay за последние годы превратилась из частного онлайн-аукциона в одну из крупнейших площадок для электронной коммерции. Почти половину выручки eBay теперь приносит популярная платежная система PayPal, компания также активно развивается в сегменте электронных покупок и платежей.

Первичное размещение eBay состоялось 21 сентября 1998 года по цене 18 долларов за акцию. Однако уже в первые дни торгов стало очевидным, что цену можно было установить как минимум вдвое выше. Сейчас акции eBay на Nasdaq стоят 53,4 доллара — практически втрое выше уровня IPO, ровно настолько могли бы увеличить свои вложения инвесторы, не расстававшиеся с акциями на протяжении 16 лет.

Yahoo: как феникс, трехкратная прибыль

Еще один старожил интернет-рынка, которого не следует списывать со счетов — компания Yahoo. Под руководством бывшего топ-менеджера Google Мариссы Майер в Yahoo кардинально обновились ключевые сервисы, компания начала скупать молодые стартапы для вливания свежих технологий, а при поддержке видеостудий Yahoo начала продвигать собственный видеосервис.

Компания вышла на биржу в далеком апреле 1996 года по цене 13 долларов за акцию. За 18 лет у акций Yahoo были и взлеты, и падения, однако сейчас их стоимость удерживается на уровне 30-40 долларов за бумагу. На закрытии торгов в среду, 20 августа, акции компании стоили 37,5 доллара — практически втрое выше отметки IPO.

Facebook: всего двукратная прибыльность из-за боязни интернет-«пузыря»

Первичное размещение Facebook, которое компания провела 17 мая 2012 года, было одним из самых ожидаемых событий фондового рынка. Компания разместила акции по цене 38 долларов за бумагу с оценкой капитализации в 104 миллиарда долларов, что породило волну слухов о новом интернет-«пузыре».

Однако пока эти слухи не оправдываются. По данным на закрытии торгов Nasdaq во вторник, бумаги Facebook стоили 74,81 доллара. Это означает, что инвесторы, которые купили акции Facebook в ходе IPO, практически удвоили свои вложения. Эксперты полагают, что акции соцсети продолжат расти, если компания будет демонстрировать столь же высокие темпы роста выручки от мобильной рекламы, а также добьется успеха на поприще видеорекламы.

Twitter: «нащебетали» 70-процентный рост акций

Сервис микроблогов Twitter можно назвать одним из биржевых новичков. Компания разместила акции на Нью-йоркской фондовой бирже 6 ноября 2013 года по цене 26 долларов за бумагу.

Хотя сервис так и не может пока выйти на прибыльный уровень, недавние инициативы с новыми рекламными продуктами помогают Twitter поддерживать акции на достойном уровне. На закрытии торгов в среду они стоили 45,06 доллара за бумагу — на 73 процента выше уровня IPO.

«Яндекс»: Россия в плюсе

Российская интернет-компания «Яндекс», несмотря на происхождение, изначально выбрала для первичного публичного размещения американскую биржу Nasdaq. Разместившись в мае 2011 года по цене 25 долларов за акцию, компания привлекла около 1,3 миллиарда долларов.

Однако многократной отдачей акции «Яндекса» на сегодняшний день не отличаются. Бумаги компании стоят сейчас 30,17 доллара — лишь на 21 процент выше уровня IPO. Возможно, на интерес инвесторов негативно повлияло сообщение компании о снижении чистой прибыли на 18 процентов во втором квартале относительно прошлого года.

Mail.Ru Group: 14 процентов на почте

Еще одна российская интернет-компания Mail.Ru Group торгуется на Лондонской бирже. IPO владельца популярного почтового сервиса, соцсети «Одноклассники» и ряда других активов состоялось в ноябре 2010 года, тогда компания разместила акции по цене 27,7 доллара.

Однако их стоимость на сегодняшний день также недалеко ушла от отметки IPO. На закрытии торгов во вторник акции Mail.Ru Group стоили 31,57 доллара, что означает отдачу лишь в 14 процентов.

< Назад в рубрику