Из жизни
15:39, 21 августа 2014

Последний гуру Умер Б.К.С. Айенгар, прививший Западу любовь к йоге

Юлия Верби
Б.К.С. Айенгар
Фото: Lyn Alweis / Contributor / Getty Images / Fotobank

Рано утром в среду, 20 августа не стало одного из самых знаменитых и выдающихся мастеров йоги в мире — 96-летнего Беллура Кришнамачара Сундарараджа Айенгара. Гуруджи, как называют его миллионы последователей во всем мире, внес заметный вклад в популяризацию йоги, сделав ее понятной и доступной западным людям.

Клерки, спешащие расстелить узкий коврик после работы, йога-классы для будущих матерей, заинтересовавшиеся асанами и мантрами голливудские звезды... Весь этот бум — во многом заслуга Айенгара.

Не религия, а образ жизни

Родившийся и проживший всю жизнь в Индии Б.К.С. Айенгар совершил почти невозможное: за 75 лет он превратил непонятную и загадочную йога-культуру в стройную и логичную систему. Он адаптировал свод древних и сложных правил так, чтобы любой интересующийся йогой человек, будь он из Западного или Восточного полушария, смог понять, что это не просто физкультура, не акробатические трюки и не загадочное религиозное учение, а нечто большее.

Написанный Айенгаром в 1965 году труд «Прояснение йоги» (Light on Yoga) и по сей день считается настольной книгой для тех, кто лишь начинает знакомство с асанами, мантрами и медитацией. Книга неоднократно переиздавалась и стала международным бестселлером. В общей сложности Айенгар написал о йоге 14 книг, каждая из которых представляет собой не мистические заумные дебри, а своего рода «пошаговое руководство» по применению йоги.

«Самое сложное в йоге — это расстелить коврик»

Эти знаменитые слова Айенгара, наверное, вдохновили на поход в йога-студию значительно больше людей, чем рассчитывал гуру. Это был лаконичный и немного насмешливый контраргумент гуру любым возможным «отмазкам» начинающих: «У меня не получится», «Нет времени», «Слишком устал».

В йоге, учил Айенгар, не нужно и даже невозможно быть лучшим. Соревновательность — это для спорта, а среди практикующих йогу она неуместна и сравнивать себя с другими глупо. Строго говоря, это не заветы самого Айенгара, а постулаты йогов древности, но именно ему удалось доходчиво объяснить это тем, кто пришел в йогу «морально неподготовленными».

Йога для всех

Начав заниматься йогой, Айенгар не отличался крепким здоровьем. Он родился в бедной семье, страдал от недоедания и туберкулеза. В 15 лет будущий гуру стал понемногу практиковать йогу, и его самочувствие постепенно улучшилось. Высот в практике молодой индиец достиг не сразу, однако сделал для себя вывод: практика может избавить от многих недомоганий, а значит, нужно сделать так, чтобы она стала доступна не слишком здоровым людям.

Критики снисходительно называют метод Айенгара «йогой с мебелью». Гуру действительно разработал для занятий по своей системе огромное количество вспомогательных приспособлений (так называемых пропсов): деревянных кирпичей, тканевых ремней, валиков, табуреток. Все эти предметы призваны были помочь правильно выполнять асаны тем, у кого они пока плохо получаются. Своим ученикам он не уставал напоминать, что базовый принцип йоги — ахимса, то есть отсутствие насилия (в том числе и над собой). Если что-то на занятии не получается, причиняет боль и сильный дискомфорт, значит, не надо изо всех сил пытаться это выполнить.

Дорога на Запад

К середине XX века слава Айенгара распространилась далеко за пределы города Пуны, в которой он жил и практиковал. Однажды в 1952 году в Индию приехал известный американский скрипач Иегуди Менухин. Музыкант и йогин познакомились, и Менухин предложил Айенгару поехать преподавать в Европу. Айенгар согласился и отправился в путь. Он учил жителей Швейцарии, Англии, Франции и других стран. Так йога пришла с Востока на Запад.

Живите счастливо и умрите величественно

С 1984 года гуруджи перестал преподавать, однако остался идейным вдохновителем для многих йогинов во всем мире. Его дети — дочь Гита и сын Прашант — также известные учителя, которые практикуют йога-метод отца, читают лекции и доклады.

Айенгар скончался от сердечной недостаточности в больнице в Пуне, где в молодости начал свой путь в качестве учителя йоги. Говорят, гуруджи до последнего отказывался сдаться врачам.

< Назад в рубрику