Государство не раз монополизировало какой-нибудь рынок, чтобы поставить его на службу своим интересам. История De Beers являет собой противоположный пример. Созданная частным предпринимателей монополия сама срослась с государством, чтобы продвигать интересы империи в ее дальних владениях. Все дело в личности и убеждениях основателя компании.
Сесил Джон Родс родился в 1863 году в небольшом английском городке Бишопс-Стортфорд в семье священника. Он был пятым ребенком. С детства страдал от туберкулеза. В 16 лет врачи объявили, что жить юноше осталось не более трех лет. Спасая сына от чахотки, лечить которую тогда не умели, родители отправили его в Южную Африку, где старший брат Сесила владел фермой.
Климат Южной Африки не вылечил юношу окончательно, но дал возможность жить. Сесил вслед за братом завел ферму, стал выращивать и продавать хлопок. Он делал все сам — обрабатывал землю, сеял, собирал урожай и отвозил товар.
Однажды Сесил заметил, как соседский мальчик играет блестящим камешком, а как следует присмотревшись, понял, что это алмаз в 20 каратов. Оказалось, что подобные камешки встречаются во многих местах Южной Африки в изобилии.
Родс решил попытать счастья и, продав свою ферму, отправился в Кимберли. Там он арендовал ферму братьев Биров (De Beers), расположенную непосредственно на алмазных копях. Физически слабый Сесил Родс не мог работать киркой и лопатой, поэтому начал скупать мелкие старательские артели. Вскоре он понял, что для обретения настоящего богатства, нужно контролировать всю добычу.
С этого момента начался взлет знаменитого предпринимателя и колонизатора. Если бы сын провинциального священника был здоров, он не попал бы в Африку, а если бы полностью вылечился в теплом климате, он мог бы добывать алмазы киркой и лопатой — как все.
Родс разработал бизнес-план по созданию алмазной монополии в Южной Африке. За кредитом он обратился к британскому финансисту и политику лорду Натаниэлю Ротшильду, имевшему специального наблюдателя на алмазных копях. План Родса оказался настолько убедительным, что предприниматель получил один миллион фунтов стерлингов наличными.
На эти деньги Родс начинает скупать все алмазные прииски. Компания Родса, созданная в 1888 году, получает название по имени фермы, впервые арендованной им для разработки алмазов, — De Beers. На пути к цели алчный бизнесмен не останавливался перед запугиваниями, поджогами ферм и убийствами тех, кто не желал продавать свою собственность. В 1891 году Родс объединил владения и стал монополистом в добыче алмазов в Южной Африке.
Первым делом хозяин монополии сократил добычу наполовину, вызвав тем самым взлет цен. Без работы остались тысячи старателей в Африке и гранильщиков в Антверпене. «Даже если во всем мире останется четыре человека, на рынке должно остаться не более двух алмазов», -— цинично говорил Сесил Родс. Отсутствие конкурентов позволило ему манипулировать ценой, как он хотел, благо, антимонопольной службы в британских колониях Южной Африки не было.
Родс был не просто предпринимателем. Это был настоящий государственник и патриот Британской короны. Он был убежден, что Британия должна максимально расширить свое влияние в мире. «Я утверждаю, что мы — лучшая нация в мире, и чем большую часть мира мы заселим, тем лучше будет для человечества», — говорил Родс.
Именно поэтому он не ограничился просто зарабатыванием денег, а пошел в политику, сделав свою алмазную компанию инструментом колонизации Африки. Используя собственное финансовое влияние и покровительство британских политиков, в 1890 году Родс стал премьер-министром Капской колонии — территории, освоенной голландцами и захваченной в начале XIX века Великобританией.
Премьерство Родса было крайне выгодно Британской империи — на колонизацию Южной Африки почти не требовалось государственных ресурсов. Родс сам оплачивал британскую экспансию, устанавливал на новых территориях свои порядки, выгодные компании De Beers. В Капской колонии с подачи Родса принимались законы, стимулирующие добычу полезных ископаемых, сгонялись с земель местные африканские народности, которые затем шли работать на предприятия британцев, в том числе в De Beers.
Родс верил, что Британия должна править во всей Африке— «от Каира до Кейптауна». Поэтому он активно финансировал военные действия против бурских государств — Оранжевой республики и Трансвааля (позднее на их базе будет образована ЮАР).
«Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами», — считал Родс. В результате деятельности Сесила Родса Британия существенно расширила свои владения в Африке. А колония, созданная при участии алмазного монополиста, была названа в его честь Родезией.
Для создания монополии Родс не жалел ни сил, ни денег, планомерно вытесняя конкурентов. Так, в начале своей деятельности, он предоставлял услуги другим алмазодобытчикам за паи, участие в прибыли и доли в компаниях. При этом он покупал передовое для того времени оборудование, например у него была единственная в Южной Африке паровая помпа для откачки воды их шахт.
В отношениях с персоналом Родс тоже не церемонился. Чтобы пресечь воровство алмазов, Родс ввел в компании правило: в конце рабочего дня все рабочие принимают слабительное и садятся на горшки. С другой стороны, скорее всего, иного эффективного способа борьбы с глотателями камней просто не было.
Затем De Beers добилась эксклюзивных прав на поставку алмазов в Британию, создав Лондонский синдикат. К моменту смерти Сесилая Родса в 1902 году его компания контролировала 95 процентов добычи алмазов во всем мире.
Родс завещал свое состояние — более 3 миллионов фунтов стерлингов — Оксфордскому университету. Будучи классическим империалистом, он высоко ценил образование и просвещение. Библиотека Родса была одной из самых богатых в Африке. Среди прочих изданий были шесть томов Льва Толстого, три книги о Петре Первом и другие книги о России.
После смерти Родса его империя начала понемногу разваливаться. Кроме того, спрос на алмазы снижается, что приводит De Beers к упадку. Спасает положение возглавивший компанию в 1920 году Эрнст Оппенгеймер. Пятый сын торгов сигарами из Германии по окончании англо-бурской войны приехал в Южную Африку как представитель фирмы, скупающей драгоценные камни. Постепенно он получил контроль над De Beers, ставшей к тому времени заурядной алмазной компанией. Возглавив ее, Оппенгеймер снова закрывает прииски, как это делал Родс. В результате цены снова взмывают вверх. Как и Родс, новый хозяин De Beers прибегает к силовым приемам. В частности, создает собственные силы безопасности, которые жестко преследуют всех, кто пытается продавать алмазы, минуя De Beers. Монополия на какое-то время снова вернулась к компании, созданной Родсом.
До сих пор компанию контролирует семья Оппенгеймеров. А мировая алмазная индустрия строится на принципах, заложенных De Beers. Положение, при котором цена на алмазы зависит не от объема добычи, а от желания монополиста, тоже заложено этой компанией. А значит, инвестировать деньги в бриллианты довольно рискованно. Тем более сейчас.
Ведь со временем положение начало меняться. Страна Родезия теперь поделена на две части, которые называются Замбией и Зимбабве. Монополия De Beers тоже расшатывается. Уже в XX веке ее, созданную мальчиком из Бишопс-Стортфорда, разрушит мальчик из Ташкента по имени Лев Леваев. И предсказать, как поведут себя цены на алмазы в ближайшее время, очень сложно.