Из всего санкционного списка запрет на импортную рыбу оказался, пожалуй, самым чувствительным для российского потребителя. Ведь большая часть рыбы, продаваемой в наших магазинах, приходится на импорт. Более того, даже мальков, из которых на российских фермах выращивали собственную продукцию, тоже привозят из-за границы.
Зато теперь российская отрасль рыбопроизводства получила шанс громко о себе заявить. И вот уже Росрыболовство предложило Министерству сельского хозяйства запретить импорт даже рыбных консервов. Мотивировалась эта идея тем, что мы и сами производим их в избытке, а значит, можем полностью заместить импортные. Консервы, правда, в итоге запрещать не стали, зато закрыли путь в Россию живой рыбе.
Глава Росрыболовства Илья Шестаков уверен, что у «продовольственных санкций» есть и позитивная сторона: российская рыба сможет с большим успехом занять прилавки наших магазинов. Но не случится ли так, что, увлекшись протекционизмом, вместо качественных реформ мы окажем отрасли плохую услугу. Вместе с импортным лососем выплеснем и своего.
Росрыболовство признает, что значительная часть российского вылова не поступала на отечественный берег, корабли разгружались на рынках Японии, Китая и других стран. Связано это, во-первых, с логистическими проблемами, удаленностью дальневосточного региона от центра России, где вылавливается более 80 процентов российской рыбы. Во-вторых, мешает недостаточно развитая инфраструктура российских портов. Поэтому, как это происходит в ряде отраслей российской экономики, импортировать продукт оказалось гораздо проще, чем организовать переработку и доставку своего. Однако глава Росрыболовства жаловался, что именно засилье импортной продукции не позволяло отечественной рыбе «полностью присутствовать на российском рынке».
Емкость рыбного рынка в России оценивается на уровне 4 миллионов тонн, а само производство находится на уровне 4,4 миллиона тонн, рассказала «Ленте.ру» заместитель генерального директора, руководитель практики АПК консалтинговой группы «НЭО Центр» Анастасия Залуцкая. Объемы экспорта значительно превышают импорт: по итогам 2013 года экспорт составил около 1,5 миллиона тонн, а импорт — почти 0,9 миллиона тонн. Если рассматривать структуру производства, то лишь 5 процентов приходится на аквакультуру (выращивание рыбы), а 95 процентов обеспечивается за счет ее вылова.
Если бы запрет на импорт мальков лосося не был отменен, он затронул бы предприятия, которые занимаются выращиванием атлантического лосося в акватории Баренцева моря. Но объем производства российских ферм далек от объемов импорта. На сегодняшний день отечественные предприятия, занимающиеся выращиванием лососей в Баренцевом море, производят не более 15 тысяч тонн красной рыбы в год при объеме импорта в 100 тысяч тонн. «Развитие аквакультуры в России находится на самом начальном этапе, поэтому, конечно, приходится использовать зарубежный опыт и импортное сырье», — рассказал «Ленте.ру» глава Приморского отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Олег Храмов.
Что касается российского экспорта, то более 90 процентов приходится на мороженую рыбу, говорит Анастасия Залуцкая. В основном это минтай (более 0,8 миллиона тонн), сельдь, треска, ставрида и тихоокеанский лосось. Менее 5 процентов экспорта приходится на рыбное филе. Охлажденная рыба, согласно данным ФТС, не экспортируется вовсе.
При этом в импорте существенный объем занимает именно охлажденная рыба (около 140 тысяч тонн в 2013 году). В основном это семга и форель. А также рыбное филе — около 120 тысяч тонн (телапия, пангасиус и сельдь).
Мороженой рыбы в 2013 году было импортировано в Россию примерно 510 тысяч тонн. В этот объем входила мойва, скумбрия, атлантическая сельдь (более востребованная на российском рынке, чем добываемая Россией тихоокеанская), лососевые и килька.
Если сравнить структуру экспорта и импорта, то очевидно, что она различается как по видам продукции, так и по глубине ее переработки. Это означает, что даже если перенаправить экспортные объемы на внутренний рынок, удовлетворить в полной мере сложившиеся потребности россиян вряд ли удастся.
А в текущем году, как пояснял Шестаков, ситуация осложняется тем, что лососевая путина (сезон, в течение которого производится улов) развивается «не так хорошо». «По одному виду красной рыбы, действительно, достаточно большое снижение объемов вылова. Это горбуша. Цены, действительно стали немного расти, но не так стремительно, как заявляют власти Сахалина», — рассказывал он.
Кроме того, по данным ФТС, объемы импорта консервированной продукции существенно превышают экспорт: около 130 тысяч тонн против 25 тысяч тонн в 2013 году. Поэтому и предлагавшийся запрет на консервы своими силами возместить сразу было бы непросто.
Чтобы отечественная рыба нашла своего покупателя внутри страны, одних запретов мало. Конечно, сейчас дальневосточные рыбные предприятия сокращают объемы экспорта, намереваясь перенаправить его на внутренний рынок. По данным Росрыболовства, за эту путину было экспортировано всего 650 тонн красной рыбы из 200 тысяч тонн вылова. Но для доставки ее по России нужно улучшать и логистику. В Росрыболовстве, к примеру, предложили отдавать идущим с Дальнего Востока рыбным грузам приоритет в транспортных коридорах.
Правительство пообещало принять меры для удешевления доставки рыбы в центральные регионы из Архангельска, Мурманска, Дальнего Востока, Камчатки, Магаданской области и Приморского края. Железнодорожники и морские перевозчики получат скидку на транспортировку по железнодорожному и Северному морскому пути рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть России. Объемы госсубсидий на эти цели пока не озвучиваются. В Росрыболовстве ссылались на то, что подсчеты еще не завершены.
Такая мера, по идее, должна сдержать рост цен на продукцию в магазинах. Хотя, как сообщал РИА Новости представитель РЖД, железнодорожная перевозка в цене на рыбу, транспортируемую с Дальнего Востока в центральные регионы России, занимает не более 5 процентов. При этом, по данным Росрыболовства, стоимость транспортировки составляет до 35 процентов от цены, например, сельди. Сейчас ее оптовая цена составляет от 19 до 22 рублей за килограмм. Поэтому раньше перевозить ее с Дальнего Востока в европейскую часть России было не выгодно.
Улучшение логистики и перераспределение продукции внутри России, безусловно, пополнит прилавки отечественной рыбой. Но проблем отрасли не решит. Ведь санкции — явление временное, а когда на российский рынок вернется продукция из Европы или придет, скажем, из Латинской Америки, местным компаниям снова придется бороться за место в холодильнике покупателя.
«Предложения Росрыболовства, без сомнения, призваны получить дополнительные преференции для отрасли, чтобы дать толчок к ее развитию, но, с нашей точки зрения, подобный подход неэффективен», — рассказал «Ленте.ру» директор аналитического департамента финансовой компании GKFX Александр Позднышев.
По его словам, начиная с 2007 до 2013 года российская рыбная отрасль демонстрировала очень хорошую динамику по всем финансово-экономическим показателям. И, по большому счету, говорить о возникновении каких-то существенных проблем после введения санкций не приходится. Но в отрасли, помимо логистики, существуют довольно серьезные проблемы с мощностью перерабатывающих предприятий в прибрежной зоне — на внутреннем рынке их просто не хватает. В такой ситуации любой дополнительный запрет, например на консервы, приведет к росту цен и вряд ли даст большой импульс развитию отрасли в долгосрочной перспективе.
Глава Приморского отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Олег Храмов полагает, что быстрого развития и модернизации рыбной отрасли, как и многих других отраслей в России, не происходит, поскольку не создан привлекательный инвестиционный климат. «Особенности налогообложения, высокие тарифы на электроэнергию, сложности при подключении к сетям, сложности с оформлением акватории для разведения, все это препятствует развитию отрасли», — говорит он. А сейчас к этим проблемам добавилось и столь резкое изменение ситуации, к которому никто не был готов. «Никто не мог прогнозировать такое резкое ограничение импорта, рыбная отрасль просто не была готова к такому повороту событий», — говорит он. При этом глава ассоциации уверен, что введенные ограничения по импорту могут стать мощным толчком в развитии рыбной отрасли в России.
Но одним протекционизмом тут не обойтись, а в больших количествах он и попросту вреден. Для развития отрасли нужна конкурентная среда и конкурентоспособный товар. Желательно, в части не только сырой, но, в первую очередь, готовой продукции. Чтоб не возвращаться уже к обмену сырой российской рыбы на норвежские консервы, когда оковы с европейского импорта, наконец, падут.