Спорт
17:55, 27 августа 2014

«Об объединенном чемпионате России и Украины речи быть не может» Валерий Газзаев о собственной программе развития российского футбола до 2018 года

Беседовала Анастасия Пешкова
Валерий Газзаев
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Обладатель Кубка УЕФА, бывший тренер ЦСКА и сборной России Валерий Газзаев заявил о необходимости увеличения числа клубов премьер-лиги, раскритиковал выступление национальной команды на чемпионате мира в Бразилии, поделился секретами финансирования клубов, а также обнародовал собственную программу развития отечественного футбола до 2018 года.

«Лента.ру»: Зачем российскому футболу нужна программа Валерия Газзаева?

Валерий Газзаев: Не так много времени остается до начала чемпионата мира в России. Но ни результаты сборной на мундиале в Бразилии, ни участие наших команд в еврокубках не вселяют большого энтузиазма. Мы с экспертами разработали программу дальнейшего развития российского футбола, учли личный и профессиональный опыт, а также провели анализ лучших европейских лиг Европы.

Так что же необходимо сделать для развития футбола в нашей стране?

Я считаю, что перед нами стоят ключевые вопросы, которые надо решать. Мы должны все подчинить успеху нашей сборной, а для этого нужен сильный чемпионат, желательно со следующего года, потому что нельзя терять ни минуты. Также необходимо качественно выступать на международной арене.

В чем российский футбол отстает от европейского?

В 2005 и 2008 годах успех ЦСКА и «Зенита» способствовал хорошему выступлению сборной, которая стала бронзовым призером Евро-2008. Все российские клубы сегодня зависят от государственного финансирования, которое не может быть стабильным. Некоторые снимаются с чемпионатов, испытывают проблемы с деньгами. Те же коллективы, что финансируются через государственные компании, могут попасть под финансовый fair play и остаться без еврокубков. К тому же отечественный футбол упал в рейтинге популярности на третье место, которое он занимает сразу вслед за хоккеем и фигурным катанием.

Какие еще нововведения значатся в вашей программе?

В России необходимо создать два профессиональных дивизиона с 54 клубами. Премьер-лигу надо расширить до 18 участников, а первую лигу поделить на три дивизиона: Запад, центр и Восток по 12 клубов. Таким образом, увеличится количество участников, а болельщики сократят транспортные расходы. Вторая лига станет полупрофессиональной. Надо разделить ее на шесть дивизионов (сейчас их 5) по 12 клубов в каждом. Формат соревнований должен быть единым. На первом этапе 12 клубов играют между собой, а на втором сильнейший и слабейший соревнуются между собой. Мы видели, что в первой восьмерке премьер-лиги в переходном сезоне было очень зрелищное сражение. Таким образом, интерес будет на всех этапах.

Как будет осуществляться переход команд между лигами?

Из первой лиги три клуба будут переходить в премьер-лигу. Три последних коллектива без переигровки будут опускаться вниз. Из первого дивизиона будет вылетать одна команда. Из второго шесть победителей будут разыгрывать три путевки в первый.

Что говорится в вашей программе по поводу финансирования клубов?

Российский футбол во многом зависит от государства. Без этого он не может существовать, но деньги не идут на развитие футбола — только на зарплаты и трансферы. Надо, чтобы средства были направлены на массовый, детско-юношеский футбол и развитие инфраструктуры. Надо давать налоговые льготы частным инвесторам, чтобы они вкладывались в футбол. Надо жить по средствам, то есть доходы и расходы должны соответствовать бюджету. Но сделать это сейчас трудно. Стоимость телеправ у нас в 20 раз меньше, чем в европейских лигах. Клубы от телетрансляций получают девять процентов своих доходов, а нужно 40–45 процентов. За счет этого формируется основной бюджет клуба.

Давайте подробнее остановимся на ваших идеях относительно заработка на телеправах.

Рекламный рынок у нас сопоставим с итальянским и испанским. Важно провести полноценный тендер, чтобы мы имели возможность приобрести и дорого продать матчи, надо организовать тендер на покупку телеправ с участием нескольких компаний. А не так, как сейчас. Нужны минимум две компании, которые имеют возможность показа игр в прямом эфире. Федеральный канал должен иметь права на обзор тура, в том числе и первой лиги. И показ матча второй лиги. Это увеличит аудиторию. Надо создать продукт, чтобы вся территория нашей страны была заинтересована. Так живет вся футбольная Европа.

В последние годы число болельщиков, посещающих матчи, снижается. Как вернуть зрителей на трибуны?

Вы правы, благосостояние клубов напрямую зависит и от посещаемости и интереса к футболу. Но на трибунах есть хулиганы, это отпугивает болельщиков и не красит наш футбол. Надо принять строгие меры, вплоть до уголовной ответственности, надо этим заниматься. Новые стадионы помогут увеличить количество болельщиков на трибунах.

А какие проблемы вы видите в системе развития детского футбола в нашей стране?

В отсутствии квалифицированных тренеров. Сегодня у нас работают около десяти тысяч специалистов, но только треть из них имеют лицензии. В Германии, к примеру, около 70 тысяч лицензированных тренеров против трех тысяч у нас. И говорить о качественном развитии очень сложно. Клубам необходимо отчислять на развитие детско-юношеского футбола 10 процентов от бюджета. Отсутствие специалистов — от нехватки финансовых возможностей.

Как вы относитесь к вопросу об отмене лимита легионеров в российской премьер-лиге?

Опыт европейских стран показывает, что отсутствие искусственных преград ведет к прогрессу. Я считаю, лимит на легионеров нужно отменить. Сейчас нашим игрокам гарантировано место, поэтому у них нет мотивации расти. Стать мастером можно только при жесточайшей конкуренции. В премьер-лиге в стартовом составе должен выходить один футболист не старше 21 года. Это обеспечит игровую практику, и минимум 54 молодых спортсмена будут регулярно прогрессировать. К 2018 году им будет по 24–25 лет, и кто-то точно попадет в национальную сборную. А на взращивание нового поколения у нас нет времени. Я считаю, что перспектива развития российского футбола в доверии молодым.

Планируете ли ознакомить со своей программой руководство РФС и как стыкуются ваши предложения с принятой программой развития футбола до 2020 года?

Мы отправили программу не только в РФС, но и в Минспорта. Если какие-то наши предложения будут способствовать успеху отечественных команд в Европе и России, то мы будем счастливы.

Ваша организации называется Объединенная футбольная лига. Почему вы пришли от объединенного чемпионата к этому проекту?

В свете последних политических событий об объединенном чемпионате России и Украины речи быть не может, хотя идея была блестящей, как показали турниры, которые мы проводили. Те наработки, которые у нас имелись, мы усовершенствовали и внедрили в сегодняшнюю программу.

Можно ли считать, что ваша концепция — это предвыборная программа на пост президента РФС?

Если наша программа будет способствовать улучшению качества российского чемпионата и выступления в еврокубках, если сборная будет успешна на чемпионате мира и Европы и у нас будет высокий авторитет на международной арене, я сочту это главным достижением.

Про легионеров вы высказались. А как смотрите на отмену лимита на иностранных тренеров?

Клубы могут привлекать зарубежных специалистов, и наши молодые тренеры должны с ними конкурировать. В командах играет много легионеров, а в национальной сборной должен работать отечественный специалист. За всю историю чемпионатов мира и Европы, кроме сборной Греции с Отто Рихагелем, все победители турниров выигрывали их со своими отечественными тренерами.

Как прокомментируете доклад Фабио Капелло о выступлении команды России в Бразилии?

Никак. Не было выступления, только участие. Мы играли на чемпионате мира по принципу — главное не победа, а участие. Фабио Капелло — выдающийся тренер, но мы сыграли неубедительно и не оправдали ожиданий болельщиков. Это надо признать.

< Назад в рубрику