Вооруженный конфликт на востоке Украины, начавшийся весной как антитеррористическая операция, постепенно разрастаясь, превратился в полноценную войну с широчайшим применением бронетехники и тяжелого вооружения с обеих сторон. Отряды ополчения в ходе этого конфликта эволюционировали в полноценную армию, а ошибки руководства Вооруженных сил Украины поставили операцию на грань катастрофы.
Операции на окружение исторически приносят максимальный результат, хотя и являются наиболее рискованными: окружающий рискует попасть в окружение сам. Эта аксиома полностью подтвердилась и в ходе украинских событий: несколько предпринятых украинскими силовиками попыток наступления с далеко идущими целями закончились серией окружений с тяжелыми последствиями, как для попавших в «котлы» частей, так и для всей операции в целом. Не считая неизбежной деморализации побежденного и сокращения его возможностей контролировать фронт и влиять на ход событий, захваченные в окружении трофеи способны значительно усилить победителя — особенно в локальных конфликтах, где даже одна успешная операция способна радикально изменить баланс сил.
Справедливость этого утверждения стала очевидна сразу же после того, как силам ополчения ДНР удалось ликвидировать котел, в который попали украинские войска, пытавшиеся отрезать территорию ДНР от российской границы. Образовавшийся в середине июля котел просуществовал до 7-8 августа. Подразделениям 24-й отдельной механизированной, 72-й отдельной механизированной и 79-й отдельной аэромобильной бригад и пограничной службы Украины, попавшим в окружение, частично удалось прорваться из котла, однако потери и в людях, и в технике оказались значительными. Захваченная техника немедленно была взята на вооружение ополченцами: уже 9 августа трофеи оценивались в 67 единиц бронетехники и артсистем всех классов, а общая добыча в Южном котле оценивается примерно в 150 единиц военной техники, значительная часть которой потребовала серьезного ремонта.
Усилившиеся танками и артиллерией ополченцы смогли остановить и следующее наступление украинской армии, в ходе которого силовики планировали отрезать Донецк от Луганска, изолировав республики друг от друга. Однако резко возросшие военные возможности ополчения, особенно в сфере контрбатарейной борьбы и быстрого реагирования на прорывы силовиков, привели к провалу этих планов. После чего ополчение повторило свой успех, замкнув на юге второй котел. Этот котел, образованный 13-15 августа пока продолжает держаться, но окруженные там бойцы 24-й механизированной (многие из них попали в окружение во второй раз) и 25-й аэромобильной бригады уже начали сдаваться, в том числе и выходя через границу на территорию России. То же самое происходит с батальонной тактической группой 51-й механизированной бригады ВСУ, окруженной близ Саур-Могилы.
Трофеи в еще не ликвидированных котлах считать пока преждевременно, однако можно предполагать что их ликвидация даст ополчению еще несколько десятков единиц бронетехники и артиллерийских систем. Еще большего количества техники ВСУ могут лишиться в котле под Амвросиевкой, образовавшемся после того, как сформированные из отрядов ополчения Вооруженные силы ДНР 22-24 августа начали наступление на юго-запад. В окружении оказались части 28-й, 30-й механизированных бригад и 95-й аэромобильной бригады, а также подразделения добровольческих территориальных батальонов «Азов» и «Днепр». Последние, правда, практически не имеют бронетехники и тяжелого вооружения, однако их ликвидация лишает Киев мотивированных пехотных частей, которые сейчас являются самым большим дефицитом.
Впрочем, мотивацией отличаются отнюдь не все добровольческие части — переход ДНР в наступление обратил в бегство два добровольческих батальона: подразделения, сформированные в Одессе и Прикарпатье, предпочли вернуться на родину, оставив свои позиции. Подальше от фронта предпочли переместиться и не попавшие в окружение боевики из батальона «Азов», бежавшие в сторону Мариуполя.
Третий крупный котел на юге был сформирован наступлением ДНР в районе Новотроицкого и Волновахи, туда попала вторая батальонная тактическая группа 51-й бригады и часть добровольческого батальона «Шахтерск». Всего же на юг от Донецка в окружении оказались до семи тысяч человек, с, оценочно, 400-500 единицами бронетехники, артсистем и реактивных установок залпового огня. Еще одно окружение украинских войск в ближайшее время может произойти в районе Мариуполя, который части ДНР обходят с севера и запада. Оценочно, там может находиться батальонная тактическая группа ВСУ, части национальной гвардии и другие подразделения, насчитывающие до трех тысяч человек с примерно 80-100 единицами бронетехники и артиллерии.
С учетом окружений на фронте Луганской народной республики в районе аэропорта, Лутугина и Белого, общая численность блокированных на сегодняшний день подразделений ВСУ, нацгвардии и других формирований оценочно превышает 10 тысяч человек, при этом подавляющее большинство окруженцев относятся именно к боевому ядру, к подразделениям, непосредственно ведущим боевые действия. С учетом ранее понесенных потерь, можно констатировать, что украинская военная машина потеряла примерно треть своего боевого потенциала и в ближайшее время, очевидно, понесет значительные потери за счет уничтожения или пленения тыловых и обеспечивающих подразделений, оставшихся, по сути, без прикрытия — прежде всего на южном направлении, от Донецка до Мариуполя.
Первоначально многократное превосходство украинских сил сегодня сократилось до двойного, как по численности личного состава — силы армии ДНР и ЛНР оцениваются в 20-25 тысяч человек против, оценочно, 45-50 тысячного контингента ВСУ и других силовых формирований. Численность тяжелой техники ДНР и ЛНР составляет примерно в 200-250 единиц боевых бронированных машин, включая танки, и до ста артсистем и РСЗО калибром более 100 миллиметров.
В ближайшее время разрыв может сократиться — особенно с учетом того, что откликнувшись на предложение Владимира Путина создать гуманитарный коридор для военнослужащих ВСУ, представители ДНР сообщили, что готовы впустить окруженных солдат украинской армии, если они сложат оружие. При этом Украине снабжать свои подразделения техникой становится все труднее: штатное «железо» задействованных в боях подразделений в массе либо уничтожено, либо требует длительного ремонта, либо уже стало трофеем, а запасы боеспособной техники на хранении практически исчерпаны. 23 года независимости военное руководство Украины занималось главным образом реализацией советских запасов за рубеж, сбыв подавляющую часть пригодных к использованию машин.
В сочетании с острым дефицитом личного состава — в бой наряду с армейцами идут уже конвойные подразделения, отряды милиции, моряки и другие непрофильные части, при этом мобилизация не приносит желаемых плодов, а случаи бегства с позиций становятся системой, это позволяет констатировать, что попытка силового решения проблемы восставшего Донбасса окончательно провалилась. Безусловно, идущее сейчас наступление войск ДНР, равно как и начавшееся наступление войск ЛНР в северном направлении, будет вынуждено где-то остановиться — в силу сохраняющегося численного превосходства противника и необходимости ликвидировать уже сформировавшиеся котлы.
Тем не менее, прогнозируя дальнейшее развитие событий, ожидать успехов от украинского командования не приходится: длительный отрицательный отбор на высших командных должностях привел к руководству людей, не способных к трезвой оценке обстановки, соотношения сил и возможных результатов. На этом фоне те, кто планируют наступательные операции за ополченцев и претворяют эти планы в жизнь, смотрятся куда большими мастерами стратегии. Чем закончится эта война, сказать трудно, но то, что августовское контрнаступление ДНР в сторону Азовского моря, по сути, лишившее Украину большей части войск на восток от Днепра, войдет в учебники военной истории, — несомненно.