Экономика
09:04, 3 сентября 2014

«Бесплатные» деньги Почему государство решило разбить копилку ФНБ

Григорий Коган
Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

В конце августа компания «Аэроэкспресс» попросила выделить ей на закупку двухэтажных поездов и строительство новых терминалов 24,6 миллиарда рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В последнее время многие функционеры считают фонд источником «бесплатных» денег. Однако ФНБ создавался в совершенно иных целях. Последствия растраты средств фонда могут быть печальными.

Подайте на…

«Аэроэкспресс» — далеко не единственная компания, претендующая на деньги фонда. Зато она, по крайней мере, назвала срок окупаемости проектов, на которые просила деньги — восемь лет. Сроки окупаемости многих других инициатив, претендующих на средства ФНБ, вообще неизвестны.

В середине августа за финансовой поддержкой к правительству обратилась нефтяная компания «Роснефть». Деньги ей нужны были на покрытие долгов перед иностранными банками, взятых на покупку ТНК-ВР. В качестве одного из способов поддержки предлагался выкуп акций «Роснефти» за счет средств ФНБ. Нефтяники претендовали на 1,5 триллиона рублей — половина всего объема фонда на 1 августа. Часть денег на тот момент была уже распределена, и необходимого объема средств для поддержания ликвидности «Роснефти» просто не было.

Еще раньше, в конце июня, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что кабинет министров рассматривает возможность использования средств ФНБ для строительства моста через Керченский пролив в Крыму. Этот проект требовал 200-250 миллиардов рублей. Позднее министр финансов Антон Силуанов не одобрил эту идею, назвав ее слишком затратной с непонятным механизмом финансовой отдачи. Дело в том, что, согласно предложению Козака, мост предполагалось сделать бесплатным. Именно это обстоятельство отпугнуло от проекта частных инвесторов. Вот и складывается теперь впечатление, что на деньги ФНБ претендуют проекты, которые не могут получить финансирование за счет рынка.

Залезть в кубышку

Фонд национального благосостояния был создан в феврале 2008 года. Шесть лет назад правительство решило разделить Стабилизационный фонд на две части: Резервный фонд, предназначение которого совпадало с целями Стабфонда (на черный день) и ФНБ, призванный стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения россиян. Первой целью фонда, как следует из информации на сайте Минфина, как раз и является обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан, и только на втором месте — обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. По состоянию на 1 августа 2014 года общий размер средств ФНБ составлял 3,09 триллиона рублей, из которых может быть потрачено не более 1,8 триллиона рублей.

Впрочем, желание потратить накопленное у государства возникает всегда, как только экономика начинает испытывать трудности. Это правило. Ведь сокращать расходы всегда сложнее — получатели бюджетных ассигнований умеют убедительно объяснить, что именно их финансирование сокращать ни в коем случае нельзя. Гораздо проще залезть в карман будущих поколений.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в июне подписал постановление о новом порядке управления средствами ФНБ. Теперь в инфраструктурные проекты может быть вложено 60 процентов средств ФНБ, а не 40, как было ранее. Другими словами, раньше большая часть фонда инвестировалась и с этих денег поступал доход. Теперь же более половины накопленного будет тратиться на крупные проекты, доходность которых не очевидна. На сегодняшний день около 300 миллиардов рублей из средств фонда решено выделить на проекты строительства Центральной кольцевой автодороги и модернизации БАМа и Транссиба. Кроме того, в июне правительство одобрило выделение 114 миллиардов рублей из ФНБ на проекты «Россетей», «Ростелекома» и строительство железнодорожной ветки в Туве Кызыл — Курагино.

Некоторые претенденты на средства фонда даже не всегда конкретизируют, на какие именно проекты потратят деньги. Так, в июле «Росатом» добился от правительства разрешения использовать до 10 процентов средств ФНБ на строительство АЭС за границей. В этом году сумма средств фонда составит 290 миллиардов рублей, но на конкретный проект — финскую АЭС «Ханхикиви-1» пойдет только 100 миллиардов. Остальные 190 миллиардов рублей не распределены. Причем представители госкорпорации заявляют, что и в будущем рассчитывают на деньги из этого же источника.

Мало того, деньги ФНБ предлагается направить на поддержку крупных банков. Так, в августе 2014 года премьер-министром подписано постановление, разрешающее Минфину потратить более 239 миллиардов рублей из фонда на покупку нового выпуска привилегированных акций банка ВТБ и Россельхозбанка. (214,04 и 25 миллиардов рублей соответственно). Позднее Минфин предложил выделить еще 40 миллиардов рублей также на выкуп привилегированных акций Газпромбанка.

Также в июле Госдума приняла закон, позволяющий размещать на депозитах Внешэкономбанка до семи процентов средств фонда. Переоформление этих средств в 15-летние субординированные депозиты, позволит увеличить капитал ВЭБа на сумму около 220 миллиардов рублей. Это обеспечит банку финансовую устойчивость и собление норматива достаточности капитала на уровне не менее 10 процентов. Конечно, ВЭБ — это необычный банк, а банк развития, инвестирующий в крупные инвестиционные проекты, которые, в конечном счете, должны стимулировать рост экономики. Но прямой зависимости между поддержкой устойчивости ВЭБа и целями фонда все равно не просматривается. Когда объявляют новые предложения о расходах средств фонда, всегда известна сумма, на которую претендуют соискатели, однако далеко не всегда известны условия возврата средств в фонд.

Чем вернем

В том чтобы долгосрочные ресурсы, сосредоточенные в ФНБ, вкладывались в проекты, приносящие доход в будущем, нет ничего плохого. Длинные деньги для этого и нужны. Вопрос в том, во что вкладывать. Условия инвестирования средств ФНБ предполагают, что они выделяются на условиях возвратности и софинансирования. Прежде чем одобрить вложение средств фонда в тот или иной проект, необходимо понять, когда и с какой прибылью деньги вернутся.

У правительства есть методики оценки проектов. Однако у независимых экспертов есть свое особое мнение об их эффективности. Так, партнер аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев, ссылаясь на собственные исследования компании, отметил в беседе с «Лентой.ру», что из известных инфраструктурных проектов ему понятен механизм возврата средств только в один проект. Речь идет о строительстве Центральной кольцевой автодороги. «Центральный регион уже развит, здесь есть такие города, как Калуга, Тула с хорошими экономическими показателями. Строительство автодороги здесь привлечет частные инвестиции, разовьет бизнес в прилегающих территориях. Здесь эффект понятен, чего нельзя сказать о ряде других проектов», — полагает эксперт.

Николаев считает разумным вкладывать средства ФНБ в развитие инфраструктуры. «Если понятен механизм возврата средств в проект, то инвестировать в него оправданно. Даже если деньги вернутся через продолжительное время. Однако далеко не каждый инфраструктурный проект удовлетворяет этим требованиям», — предостерегает Николаев. В частности, по его мнению, эффект от расширения Транссиба, совсем не очевиден. Эксперт считает, что использовать средства ФНБ для расширения магистрали с неясными перспективами роста объемов перевозок слишком рискованно.

Что касается поддержки банков за счет госресурсов, то к этому уже прибегали в 2008-2009 годах, замечает эксперт. Тогда Банк России выделил банковскому сектору валовой кредит на 4 триллиона рублей. Банки были спасены, но деньги возвращены не были. Задолженность банковского сектора Центробанку только выросла и теперь превышает 5 триллионов рублей.

Нефть не вечна

Оба федеральных фонда — Резервный и ФНБ — формируются за счет части поступлений от налогов на экспорт нефти и газа. Этот источник не бесконечен. Согласно прогнозам Минфина, даже при нынешней цене на нефть на исполнение всех обязательств, взятых государством до 2020 года, будет не хватать порядка 10 триллионов рублей. С 2017 по 2020 год бюджетные обязательства, не обеспеченные доходами составят как минимум 5,6 триллиона рублей. Если считать не только утвержденные, но и обещанные расходы, то еще 4,2 триллиона рублей.

При этом мировая конъюнктура такова, что цена с очень высокой вероятностью будет снижаться.
Сегодня экономика вышла на ту стадию, когда стало выгодным добывать сланцевую нефть и развивать альтернативную энергетику. Что будет с экономикой России, когда российской нефти найдется альтернатива, но при этом ненакопленные ресурсы будут потрачены? США уже вышли на мировой рынок в качестве экспортера, что является уникальным случаем за последние 40 лет. Срок окупаемости введенных ими месторождений углеводородов при нынешней цене на нефть специалистами оценивается на горизонте до 2017 года. Так что в течение ближайших трех лет мировая цена на черное золото может и не снизится. А вот что будет дальше, неизвестно. Такие прогнозы — дело неблагодарное. Как будет чувствовать себя Россия перед лицом такого конкурента? Это при том, что российская нефть «Юралс» считается не самой качественной из-за большого количества примесей.

На совещании правительства 1 сентября президент России Владимир Путин выступил против увеличения расходов из ФНБ. «Давайте мы сначала по-хозяйски и эффективно распорядимся тем, что наметили израсходовать», — предложил глава государства. Это заявление президента позволяет надеяться, что, по крайней мере, наращивать расходование ФНБ не будут в следующем году. Потратив накопленное, государство рискует загнать себя в тупик.

< Назад в рубрику