Среда обитания
12:05, 1 сентября 2014

Небольшая перемена За городом есть, где жить, но по-прежнему негде учиться

Роман Бизюков
Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Переезд из Москвы в загородный дом — в большинстве случаев этот шаг делается для улучшения качества жизни. Собственный участок, просторный дом, хорошая экология... Все это идеальные условия. Для отдыха. А как быть с трудовыми и учебными буднями? К сожалению, хороших школ в Подмосковье на всех по-прежнему не хватает.

Богатые тоже плачут

«Каждый день... в шесть утра... когда все остальные спят... по этой пробке... я первый, как... приезжаю в школу... и сижу тут один...» Если заменить многоточия словами, которые в России запрещены к употреблению законодательно, получим оригинал довольно эмоционального высказывания молодого человека лет 16-17, подслушанного в фойе одной из респектабельных школ города Москвы в одном из переулков Бульварного кольца. Молодой человек, пришедший к первому уроку — сын достойных и небедных родителей, с которыми живет на Рублевском шоссе. Столь пламенной речь его, да и многих других обеспеченных старшеклассников, стала неслучайно: дорога до городской школы превращается для таких учеников в ежедневный подвиг.

Конечно, многие родители более гуманны: переезжая за город, они не собираются каждый день отправлять своих чад по пробкам в Москву и обратно. Кто-то вынужден «посменно» присматривать за детьми в городской квартире, кто-то вообще живет в загородном доме только в период каникул. Одним словом, люди выкручиваются как могут, и не столько из идейных, сколько из прагматических соображений — альтернативы московским школам толком нет. Причем выкручиваться приходится всем — от демократичных Симферопольки и Каширки до престижных Минки и Можайки. Чуть веселее ситуация складывается на Рублево-Успенском шоссе и на Новой Риге, но и там свои сложности.

Их нравы

Если не вдаваться в тонкости загородной классификации, коттеджи бывают дорогие, менее дорогие и почти совсем недорогие. Те, кто проживает в дорогих коттеджах, сконцентрированных вокруг Павловской гимназии на Новой Риге, в этой же гимназии детей и учат. Кроме того, есть несколько очень дорогих школ на Рублевке. Дети учатся там обычно класса до 9-го, а потом многие уезжают доучиваться в Англию, отмечают в компании Kalinka Group.

Эксперты компании подсчитали школы, работающие непосредственно в коттеджных поселках Подмосковья — получилось 14. Характеристики школ похожи: почти все они расположены в элитных поселках, дислокация — почти исключительно запад, и никак не дальше 25 километров от МКАД. Аналогичные данные приводят и в компании Paul's Yard, которая составила список лучших «рублевских школ».

«Жители дорогих коттеджных поселков обычно возят детей в Москву, кроме Павловской гимназии на Новой Риге, пары новых школ на Рублевке, Ломоносовской гимназии на Дмитровке, Первой московской гимназии под Звенигородом. Причина одна: обеспеченные жители коттеджных поселков требовательны к качеству образования, то есть предпочитают гимназии и спецшколы для своих детей» — комментирует руководитель «НЛК Домостроение» Семен Гоглев.

Скромное обаяние буржуазии

Средний класс учится в разных местах: «школьная география» для поселков ценового сегмента «бизнес» куда обширнее, чем для элитки. Впрочем, свои проблемы есть и здесь. «Родителям, ставшим покупателями дома или таунхауса в коттеджном поселке, может не подойти близлежащая школа, — рассказывает руководитель департамента загородной недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Андрей Муравьев. — Например, она может их не устроить по уровню оказываемых услуг, по опциям, по педагогическому составу. Многие родители хотят, чтобы у их ребенка было не только хорошее образование, но и блестящие перспективы. Поэтому те, у кого есть такие возможности, отдают своих детей в гимназии и школы с именем. А каким именем похвастаться школа, которая только пару лет как открылась?»

К слову об имени, в Долгопрудном как раз 1 сентября открывается новое здание Физтех-лицея, построенного в рамках создаваемого кластера «Физтех-XXI». Событие незаурядное — настолько, что кроме губернатора Воробьева на открытие собирается нобелевский лауреат по физике Константин Новоселов. Физтех-лицей и доселе был знаменит своими победителями всевозможных олимпиад, участием в топ-25 российских специализированных учебных заведений, а через год -полтора при нем открывают пансион, чтобы учить талантливых детей со всей страны.

Чужие среди своих

…Бывает и наоборот: «своя» школа вроде бы подходящая, но только до тех пор, пока в нее не пошли дети из соседних деревень. «Яркий пример, — продолжает Андрей Муравьев, — это проекты, в которых изначально образовательная инфраструктура предназначалась только для жителей поселка, а потом была открыта и для тех, кто живет в соседних районах. Открытие школьных ворот «посторонним» часто противоречит концепции проекта и не особенно нравится «местным». Именно поэтому в новых проектах школы стараются размещать за границей коттеджного поселка, хотя и по соседству. Тем более, что эти объекты зачастую строятся с учетом нужд жителей близлежащих районов и передаются муниципалитетам».

В том же ключе рассуждает коммерческий директор ГК «МИГ-Недвижимость» Ольга Гусева: «Если школа создается в поселке бизнес- или элитного класса, и рассчитана только на детей из поселка, возникает вопрос ее заполняемости и доходности. Если она доступна и для жителей соседних поселков, теряется некая приватность, закрытость. Школа появляется в проекте КП, если его территория от 30—40 га. Или если это проект эконом-класса — чтобы была оборачиваемость. В проектах бизнес и элит-класса школы появляются крайне редко, такие проекты не подразумевают больших масштабов, они достаточно компактны. Если же школа создается, лучше, чтобы она была доступна и жителям соседних поселков элитного уровня». Пока застройщики не стремятся брать на себя дополнительные «школьные» расходы, которые окупаются очень долго, подчеркивает эксперт.

Стоп-фактор

…Ну а хозяева недорогих коттеджей учат своих детей либо в ближайшем городке, благо там образовательная инфраструктура обычно на приличном уровне — иногда местные школы даже соперничают за среднее качество образования с московскими. Если же поселок расположен далеко от цивилизации, остается возить ребенка в школу самостоятельно, «изворачиваться» с бабушками-дедушками-родственникам, умеющими водить машину, или вовсе отказываться от постоянной загородной жизни. Редкое счастливое исключение — случай, когда застройщик делает ремонт в соседней сельской школе, и дети могут ходить туда.
Подобную программу, например, совместно с муниципалитетом осуществляет компания «Завидово Девелопмент»: местные школы реконструируются, туда внедряются новые технологии — высокоскоростной интернет, бесплатный WiFi, оборудование для видеоконференций, которые проводятся с той же Павловской гимназией.

«Для многих потенциальных жителей загорода именно проблема с качественным средним образованием детей является «запретительным» фактором, из-за которого многие семьи, давно мечтая о просторном загородном жилье, продолжают жить в городе, — говорит Дмитрий Котровский, управляющий партнер девелоперской компании «Химки Групп». — Именно «привязка» к хорошей столичной школе, нежелание добираться до нее из «замкадья» останавливает многих родителей от переезда за город. Не только сложный подмосковный трафик, но и низкая и неоднородная обеспеченность общеобразовательными учреждениями даже ближнего пояса Подмосковья является одной из важнейших причин, влияющих на спрос на загородные дома».

Клуб веселых и находчивых

Нельзя сказать, что в подмосковных школах уровень образования повсеместно оставляет желать лучшего — но хороших школ в области немного, и распределены они по районам Подмосковья неоднородно. «Для сравнения, в рейтинг лучших школ страны в прошлом году вошли 89 московских школ и 16 подмосковных, — рассказывает Дмитрий Котровский. — Качество бесплатного среднего образования в столице в среднем все-таки выше, поэтому, если родители не могут себе позволить обучать ребенка в частной школе в области, им приходится решать проблемы логистики». Или же один из родителей становится еще и водителем и на долгие годы перекраивает свой жизненный график под график ребенка.

Есть и другие варианты — в сложной ситуации соседские семьи проявляют незаурядную изобретательность. Часто семьи «кооперируются» и отвозят—забирают детей по очереди. Наиболее ценным «кадром» при таком раскладе становятся неработающие мамы, способные забрать после обеда из школы до 5 детей разных возрастов и доставить их «в периметр». Еще один вариант — родители ежедневно оплачивают такси (тоже вскладчину) на всю группу, чтобы дети не ездили по одному. Либо ищут няню, которая живет рядом со школой и может или забрать детей к себе, пока не приедут из города родители, или отвезти домой на маршрутном такси.

Справедливости ради, надо сказать, что за последние пять лет ситуация со школьной инфраструктурой в Подмосковье несколько изменилась: как минимум, стало больше частных образовательных учреждений. Например, на одном только Киевском направлении за последние пять лет построено более 30 частных школ. Очевидно, что бизнес реагирует на существующий спрос, несмотря на долгую окупаемость образовательных проектов.

Правда, существенная часть вновь открываемых в Подмосковье частных школ ориентирована лишь на начальное образование (1—4 классы) — так что о «больших переменах», позволяющих семьям, проживающим за городом, перестать беспокоиться об образовании своих детей, говорить рано. Второй момент: вновь созданная школа еще не имеет репутации; далеко не каждый родитель со спокойным сердцем махнет рукой на этот факт.

И, наконец, обучение в частных школах, как нетрудно догадаться, не бесплатное: в демократичном сегменте оно стоит, в среднем, от 30 до 50 тысяч рублей в месяц (и еще порядка 5-10 тысяч рублей в месяц составляют «типовые» транспортные расходы. В элитных школах — другие цифры: порядка 100 тысяч рублей в месяц плюс сопоставимый с этой суммой первоначальный взнос.

< Назад в рубрику