Россия
13:48, 1 сентября 2014

Не кликом единым Учителя и психологи о том, какой будет школа будущего

Роман Уколов (Заместитель главного редактора)
Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

В новом учебном году шесть столичных школ полностью перейдут на электронные учебники. Если эксперимент пройдет успешно, эти гаджеты станут нормой для всех московских школьников. Впрочем, эксперты уверяют, что подобными устройствами дело не ограничится, и обещают, что уже в ближайшие годы школе предстоит пережить самую настоящую технологическую революцию. Подробнее о ней «Ленте.ру» рассказал старший научный сотрудник Федерального института развития образования Михаил Зайдфодим.

Если верить столичным чиновникам, то совсем скоро в образовательных учреждениях должны появиться современные лингафонные кабинеты и пресс-центры, интерактивные доски и столы, 3D-принтеры и цифровые лаборатории.

Образовательный центр №548 «Царицыно» — одна из школ, в которых активно внедряются новые технологии. По словам директора Ефима Рачевского, сегодня в школе используются серверные и облачные технологии, есть внутрикорпоративная сеть и два сайта — официальный и неофициальный. Интерактивные доски давно стали привычной вещью — их в школе очень много. Не в новинку ученикам «Царицыно» и электронные учебники.

«Все эти технологии и устройства позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, — говорит директор. — Главная беда современных учителей — нехватка времени. Если по старинке обходиться доской и мелом, то 40 минут не хватит на все и всех. А еще не будем забывать, что человек запоминает 10 процентов из того, что он слышит, 25 процентов из того, что он видит, и примерно 70 процентов из того, что он делает сам. Так вот, интерактивные технологии позволяют сочетать вербальную информацию с визуальной и при этом лично участвовать в процессе».

Михаил Зайдфодим
Фото: личный архив Михаила Зайдфодима

Старший научный сотрудник Федерального института развития образования Михаил Зайдфодим согласен, что информационные технологии стали неотъемлемой частью успешного образовательного процесса, но уверен, что их применение — важное, но далеко не главное условие. Кроме компьютеров и интерактивных досок, по его мнению, школьники должны иметь возможность использовать в учебном процессе и робототехнические комплексы, и лабораторное оборудование — как цифровое, так и традиционное. «Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает проектный подход к созданию интеллектуальной образовательной среды, — говорит Михаил Зайдфодим. — Любой комплекс учебного оборудования должен включать в себя все, что необходимо и для уроков, и для внеурочной деятельности. Это и средства информационно-коммуникационных технологий, и классическое учебное оборудование». Такой подход, по мнению нашего собеседника, позволяет школьникам на практике применять полученные умения. Выполняя учебные проекты, они создают материальные и интеллектуальные продукты и участвуют, таким образом, в развитии информационно-образовательной среды своей школы.

Идея, в сущности, не нова. В советские времена мальчики на уроках труда вытачивали на токарных станках скалки и вырезали лобзиками разделочные доски, которые затем с успехом использовались девочками на уроках домоводства. По мнению Михаила Зайдфодима, этот опыт весьма ценен, а современные технологии позволяют поднять его на новый уровень. Например, старшеклассники на уроке информатики могут создать 3D-модель деталей из набора «Математические кораблики», а учащиеся девятых классов изготовят их на специальных станках. Ученики, выбравшие гуманитарный профиль, могли бы провести среди родителей исследование на предмет их удовлетворенности качеством услуг, воспользовавшись самостоятельно созданным интернет-опросом Google. А школьники, углубленно изучающие математику, могут проанализировать результаты исследования с помощью современного статистического программного обеспечения и помочь сформулировать достоверные выводы.

Новые технологии позволяют также синхронизировать учебные курсы. «В курсе химии, например, учащиеся проходят тему «Атом. Молекула. Химический элемент», а потом еще раз изучают этот материал в курсе физики по теме "Строение атомов. Протон. Нейтрон", — объясняет Михаил Зайдфодим. — А почему бы не проводить интегрированные лабораторные работы по изучению строения вещества, используя материалы из курсов физики и химии? На таких занятиях можно с успехом использовать такое оборудование как атомно-силовой микроскоп и наборы для моделирования молекул».

Преподаватель информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и замдиректора Центра образования №1811 Мария Муранова рассказала, что их школа работает с информационными технологиями с 1988 года. Сегодня на каждой парте стоит минимум по одному компьютеру, причем 200 из них — это MacBook. На вопрос, что заставило школу покупать столь дорогостоящее оборудование, замдиректора ответила, что десять лет назад только этот производитель был готов работать с российскими школами. Михаил Зайдфодим пояснил, что программные продукты, поставляемые в комплекте с операционной системой MacOS и самим компьютером, соответствовали требованиям нового образовательного стандарта для начальной школы. Это отчасти оправдывало явную дороговизну «яблочных» решений. Но сегодня на рынке появилось много альтернативных решений. В частности, Acer, Lenovo и Samsung, по мнению нашего собеседника, хорошо справляются с суровыми условиями эксплуатации в школах и позволяют учителям использовать практически любые программные продукты.

Новые технологии не обходят стороной и начальную школу. Даже в младших классах образовательного центра «Измайлово» используются электронные учебники по математике, информатике и литературному чтению. По словам Марии Мурановой, такие учебники хороши тем, что позволяют одновременно изучать новый материал, выполнять практические задания и при этом учитель в любой момент может проверить работу и что-то подсказать. Если ученик болеет, он также может выполнить любое задание дистанционно и получить отметку. Помимо предмета ИКТ в третьем и четвертом классах преподают видеотехнологии. Ученики сами пишут сценарии, снимают фильмы, монтируют их и озвучивают с помощью компьютерных программ.

Между тем психологи предупреждают об опасности чрезмерного увлечения компьютерными технологиями и электронными гаджетами. Такой перекос в образовательном процессе может лишить школьника опыта, который необходим для полного и адекватного понимания окружающего мира. Доктор психологических наук, завкафедрой психфака МГУ, профессор Александр Асмолов признает, что плюсы информационных технологий очевидны. По его словам, потому их применение и предусмотрено образовательным стандартом, что они позволяют поднять учебный процесс на новый, более качественный уровень. Однако, по мнению Асмолова, в этой работе очень важно соблюсти баланс компьютерных и классических технологий и внимательно следить за тем, какие именно программы попадают к детям.

«Выстраивая инновационные подходы к образованию, важно соблюсти принцип опережающего контента, — говорит Асмолов. — Сначала появляются новые образовательные решения, новая образовательная политика, и только потом новая технологическая политика. Если мы предлагаем инновационные решения, связанные с ИКТ в образовании, они должны вписываться в логику государственных образовательных стандартов. Не следует поклоняться каким-то определенным технологиям и делать из них фетиш». Он привел пример электронных учебников, которые в большинстве случаев представляют собой цифровую версию классического учебника с добавлением некоторых интерактивных функций, вроде выполнения заданий. «Вместо использования уникальных ресурсов облачных технологий и гиперпространств разработчики предлагают детям оцифрованную книжку, ограничивая их в применении широких возможностей ИКТ».

Существуют и психологические риски чрезмерного вовлечения детей в компьютерные технологии. «Возникает эффект отлета от действительности, — продолжает Александр Асмолов. — Ребенок уходит в виртуальную реальность, и вопрос в том, как он вернется в реальность физическую, к своим социальным связям. Дорога в виртуальную реальность может оказаться дорогой в один конец. Этот риск надо обязательно учитывать». Чтобы этого не происходило, профессор предлагает соблюсти в образовательном процессе баланс между компьютерными и классическими технологиями. И, к примеру, сделать упор на образовательные проекты, выполняя которые ученик работает не только с компьютерными программами, но и с физическими объектами, создавая что-то собственными руками.

С мнением психолога согласен и Михаил Зайдфодим. По его словам, даже в старших классах компьютерные технологии не должны замещать иные инструменты образовательного процесса. Не говоря уже о начальной школе. «В начальной школе образовательная среда должна формировать универсальные учебные действия, подчиненные формуле "научить учиться", — отмечает Зайдфодим. — Поэтому на данном этапе очень важно развивать межпредметную деятельность, изучая предметы естественно-научного цикла, моделирование, конструирование, робототехнику».

К слову, робототехника приобретает все большую популярность как школьная дисциплина, пусть пока во внеклассной программе и как часть других учебных предметов. Сегодня производители предлагают робототехнические комплексы для всех возрастов. Конструктор теперь не просто набор пластиковых деталей, из которых можно построить замок с принцессой. Сегодня он позволяет собирать программируемых роботов, причем некоторые конфигурации вполне по силам ученикам младших классов. Помимо привычного покупателю LEGO Education на рынке появились более дешевые и не уступающие ему по функционалу робототехнические комплексы других производителей (Fishertechnic, VEX, Robotis Bioloid и российский «Технолаб»).

По словам Михаила Зайдфодима, российские школьники регулярно успешно выступают на Всемирных соревнованиях по робототехнике. «Как мне кажется, это результат того, что робототехника вышла за пределы кружков в дворцах творчества и стала неотъемлемой частью учебного процесса, — говорит наш эксперт. — Тут мы можем объединить и курс программирования, и исследовательскую деятельность, и участие в инженерных конкурсах».

Многие производители робототехнических комплексов сейчас предлагают совмещать свои решения с цифровыми лабораториями. По словам Зайдфодима, такой подход объединит и информационные технологии, и инженерные дисциплины, и естественно-научные. В результате дети получат знания сразу из нескольких учебных областей, что наверняка поможет им в понимании целостной и единой картины мира.

< Назад в рубрику