Стали известны первые подробности расследования жестоких убийств водителей на автотрассе «Дон». На месте преступления следователи обнаружили частицы слюны преступников. Само же расследование передано от подмосковных следователей в руки Следственного комитета РФ. Водителям рекомендовано воздержаться от ночных поездок по подмосковным дорогам и не останавливаться ни при каких обстоятельствах.
По сведениям «Ленты.ру», расследование серии убийств на трассе «Дон», которым занималось управление Следственного комитета по Московской области, передано выше: делом будут заниматься силы следственного управления СК по Центральному федеральному округу.
Кроме того, появилась информация, что преступники «наследили» в салоне автомобиля «Opel Vectra», в котором было обнаружено тело последнего убитого водителя. Предположительно, обнаружена слюна бандитов. Принадлежит ли биологический материал одному или нескольким людям, еще предстоит выяснить, но анализ ДНК должен помочь в поиске убийц. Впрочем, Следственный комитет РФ не готов официально раскрывать всю оперативную информацию по делу: новые данные ведомство отказалось подтверждать или опровергать.
Следователи утверждают, что сейчас расследуется четыре убийства на трассе М-4. Объединены ли они в одно дело или пока формально разбиты на разные, СК РФ не сообщает. В СМИ же пишут о полутора десятках убийств водителей. Однако достоверно общий почерк и место совершения убийств объединяют только три факта нападений на трассе «Дон». Остальные нападения действительно совершались на других автодорогах, где бандиты также убивали водителей по неизвестным мотивам.
Жестокие расправы над водителями на трассе М-4 начались в мае нынешнего года, когда открылся дачный сезон и по дороге потянулись автомобили садоводов. Супруги из Москвы 64-летний Анатолий Лебедев и 62-летняя Татьяна мирно ехали на Кia Сeed, когда напоролись на ловушку: машина проколола колесо, налетев на пластины с шипами («куриные лапы»). Анатолий вышел из автомобиля, увидел прокол, достал домкрат и начал возиться с колесом. Тут и появились убийцы: Лебедева и его супругу, сидевшую в салоне, расстреляли из двух пистолетов. Машину с включенной аварийкой заметил дальнобойщик, он заметил лежащего рядом с Кia человека. Колонна фур передала информацию по своей внутренней радиосвязи, и водители вызвали полицию. Но Лебедевы были уже мертвы.
«Куриные лапы» бандиты использовали и в последующих нападениях на автолюбителей. В июле на 45-м километре той же трассы жертвой бандитов стал 53-летний Алексей Цыганов, житель Тульской области. Его Chevrolet Cruze тоже напоролся на ленту с шипами. Цыганов, выйдя из авто, увидел нападавших и побежал в лес, но бандиты все равно расстреляли и его. Причем если в случае с пенсионерами Лебедевыми убийцы забрали из машины iPad, то из автомобиля Цыганова не взяли вообще ничего.
Наконец, 18 августа преступники убили 31-летнего москвича Альберта Юсупова, в недавнем прошлом танцора ансамбля имени Моисеева. Он попал в засаду всего лишь в километре от поста ДПС — под деревней Фоминское на Рязанско-Каширском участке Малого Бетонного кольца, все в том же регионе, рядом с трассой М-4. Юсупов успел позвонить другу и сообщил, что его Opel Vectra чем-то пробил колесо. Это случилось около двух часов ночи. К сожалению, предыдущие случаи нападений на водителей были еще не на слуху, возможно, имеющаяся информация спасла бы жизнь водителя. Но Юсупов, ничего не подозревая, вышел из машины и был убит несколькими выстрелами в спину и голову.
Пока найденные следы преступников — единственная надежда. Конечно, будут еще собраны показания возможных свидетелей. Но поможет ли ДНК выйти на убийц? Это возможно, если преступник уже есть в базе правоохранительных органов. В России закон о сборе ДНК-профилей принят в 2008 году, и с января 2009 года граждане, которые уже были осуждены и отбывали наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (это сексуальные маньяки и убийцы), обязаны сдавать такие анализы. В колониях заключенные сдают анализы на ДНК принудительно. А криминалисты Великобритании, США, Канады и ряда европейских стран используют метод ДНК-анализа уже почти два десятилетия.
Такая регистрация граждан с уголовным прошлым, считают и правоохранители, и ученые, значительно повысит успешность работы сыщиков. Ведь до 80 процентов наиболее тяжких преступлений совершается повторно, а если рецидивист есть в базе, то его легко можно вычислить и затем найти.
«Сейчас с развитием науки у следователей есть просто, можно сказать, неограниченные возможности, и работа с ДНК часто применяется в криминалистике, — говорит адвокат Алексей Паршин. — Проблема, действительно, может быть в поиске пробных образцов: то есть нужно очертить круг подозреваемых лиц и сверять их анализы с найденными следами ДНК. Ну а чтобы поймать того, кто нигде не "светился", — тут помогут только оперативные мероприятия».
Другое дело, что авторами жестоких и бессмысленных убийств на трассе М-4 могут быть и «новички». Как предполагают источники в правоохранительных органах, эти преступления могли совершать новоявленные бандиты, сдавая своеобразные «экзамены» для принятия в группировку. Их следы могут пока нигде не фигурировать. А учитывая, что мотивы убийств не ясны, найти банду или маньяка-одиночку будет сложно.
Убийства случались с 45-го по 85-й километр трассы М-4 «Дон». Однако бдительными стоит быть на протяжении всей дороги, да и на любых других автобанах тоже. Следствие уже распространило фотороботы предполагаемых убийц и просит автолюбителей быть очень осторожными.
«Водителям нужно заранее подготовиться к дороге, особенно если они едут на "дальняк", — говорит Петр Шкуматов, координатор движения "Синие ведерки". — Я настоятельно рекомендую использовать герметик для шин — не тот, который используется после прокола, а заливающийся до аварийной ситуации. Им можно обработать шины и самостоятельно, это просто: нужно спустить шину и через ниппель шприцем залить внутрь герметик, а затем снова надуть колесо. А можно такую услугу заказать и в хорошем шиномонтаже. Поверьте, лучше потратить перед дальней поездкой около 300 рублей на колесо, чем потом вызывать эвакуатор или и вовсе остаться без помощи где-нибудь в глухом лесу». Благодаря такому герметику, говорит Шкуматов, даже если колесо повредится во время движения, можно, не останавливаясь, проехать еще 50-80 километров. Да, при этом придется снизить скорость — до 80 километров в час, этого будет достаточно. Герметик тут же заполнит образовавшуюся пробоину и позволит доехать хоть до какой-то цивилизации.
так или иначе, учитывая опасную обстановку на М-4, Петр Шкуматов советует ни в коем случае не останавливаться на трассе без острой необходимости, тем более ночью. «Даже если вы прокололи колесо, но находитесь на пустынном участке дороги — поезжайте дальше. Пусть лучше вы потом выбросите испорченную покрышку, жизнь дороже. Ни под каким предлогом не выходите из машины. Можно медленно доехать до ближайшей АЗС или магазина, хоть до какой-то точки, и уже там действовать. Лучше будет сразу же позвонить в полицию». Иметь при себе разрешенное оружие тоже не помешает, считает руководитель «Синих ведерок».
Совершенные маньяками преступления исторически являются самыми тяжелыми для расследования. Отсутствие внешнего мотива приводит к практическому отсутствию следов: маньяк не сбывает краденого, не сколачивает организацию по политическим, национальным, религиозным, наконец просто корыстным мотивам, а своих жертв подбирает по критерию максимальной уязвимости. Подобные действия наиболее близки к тому, что в криминалистике называют «идеальным преступлением» — преступлением, не оставляющим следов.
В данном случае о полном отсутствии следов говорить не приходится, однако имеющиеся материальные улики — выпущенные из пистолетов (по некоторым сведениям, травматических, переделанных под боевые) пули и следы слюны — пока не к кому привязать. Найти же того, кто нажал на спусковой крючок и оставил эти следы, пока не удается. Одного из самых известных маньяков — Андрея Чикатило — удалось раскрыть, только после того как он второй раз был задержан в районе близ места преступления, при этом, как известно из материалов дела, его выдавало неадекватное поведение. Насколько отличаются своим поведением от обычных людей в обычной жизни те граждане, что ночами расстреливают водителей?
Несколько облегчает работу следствия относительно узкая локализация преступлений, однако из истории криминалистики известно, что маньяки не раз меняли свои «охотничьи районы» после того, как вокруг начинало сжиматься кольцо. Серьезным подспорьем может стать то, что убийца действует не в одиночку — даже пара оставляет намного больше следов, как материальных (отпечатки пальцев, следы обуви или протектора шин, пули и гильзы), так и идеальных (замеченные кем-то подозрительные исчезновения и появления в ночное время, те или иные разговоры, совпадающие воспоминания свидетелей о неожиданных встречах). Чем-то могут помочь электронные технологии, например анализ баз данных операторов сотовой связи на предмет возможного повторения пар номеров в дни совершения преступлений в соответствующих районах и так далее.
Однако все эти меры требуют, во-первых, действительно пристального внимания к расследованию — привлечения большого количества людей, включая высококлассных оперативных сотрудников и следователей, способных находить верные связи в сколь угодно сложных схемах, и, во-вторых, способности руководства добиваться реального результата, а не отписки к сроку. Есть ли соответствующие ресурсы у отечественной правоохранительной системы — мы узнаем по тому, кто будет (или не будет) привлечен к ответственности за серию загадочных убийств на дорогах.