Наука и техника
12:47, 3 сентября 2014

От павлина до Сатаны Древняя религия езидов снова стала причиной гонений на ее приверженцев

Яна Хлюстова
Празднование езидского Нового года
Фото: Bram Janssen / AP

Времена гонений на последователей одной из самых загадочных религий мира — езидизма — вернулись. На протяжении веков курды, приверженцы древних верований, страдали от притеснений со стороны мусульман. В начале августа ситуация повторилась. Тысячи езидов были блокированы на севере Ирака исламистами — жертвы среди курдов исчислялись сотнями. Даже в Европе отмечены случаи нападения на курдов-езидов. Зачастую преследования этой этноконфессиональной группы обосновываются тем, что якобы езиды поклоняются Сатане.

Быть езидом

Езиды — курдская этноконфессиональная группа, проживающая в основном в Ираке (районы Шангал и Шейхан), а также в Армении, Сирии, Грузии, Турции и некоторых европейских странах. В России общины езидов официально зарегистрированы в Сургуте, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Туле, Ярославле, Самарской и Ульяновской областях, проживают они и в других местах — Московской области, Краснодарском крае.

Аслан Усоян (дед Хасан)
Фото: Melirius / Wikipedia

Некоторые представители езидов приобрели известность в нашей стране: это певица Зара, советский футболист Гурам Аджоев, чемпион Европы по кикбоксингу Брои Омари, чемпион мира по боксу Михаил Алоян, криминальный авторитет Аслан Усоян по прозвищу Дед Хасан. Оценить численность езидов довольно сложно, так как зачастую из соображений собственной безопасности они называют себя курдами или арабами. Юрий Набиев, исследователь и президент Общества солидарности и сотрудничества с курдским народом, говорит, что, по максимальным оценкам, в мире проживает около 2 миллионов езидов, из них 700 тысяч — в Ираке.

Вообще, проблема самоопределения остается для езидов достаточно острой. Юрий Набиев в своих работах отмечает, что одной их самых актуальных проблем для них является идентификация: несмотря на то, что этнически езиды являются курдами, некоторые приверженцы езидизма агрессивно относятся к тем, кто определяет себя как курда по национальности и езида по вероисповеданию. Существует также категория езидов, которая признает общие корни с курдами, считая, что большая часть единого народа насильственно была обращена в ислам.

Езиды и «Исламское государство»

Действительно, на протяжении долгого времени народ подвергался гонениям со стороны мусульман. Древняя и загадочная религия была поводом для преследований. По меньшей мере, мусульмане считали езидов «неверными», более того — называли последователей езидизма «дьяволопоклонниками». Виток нестабильности на Ближнем Востоке вновь поставил малочисленную этноконфессиональную группу под удар радикальных сторонников пророка Мухаммеда. В начале августа боевики из международной исламистской группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» («Исламское государство») захватили город Синджар (северо-запад Ирака), и тысячи курдов-езидов были заблокированы их войсками. Цель группировки — создание государства суннитского толка на территории Сирии, Ливана и Ирака.

По сообщениям ВВС, американские и британские военные самолеты несколько дней сбрасывали людям продовольствие и еду, однако к 12 августа, по данным ЮНИСЕФ, от обезвоживания погибли 56 детей. Барак Обама заявляет о том, что США помогали и будут помогать курдам и правительству Ирака в борьбе с исламистами.

Отголоски этих военных действий ощущаются и в Европе: проживающие там езиды пытаются привлечь внимание к иракским событиям, призывая людей выходить на демонстрации. Так, 6 августа езид Ишхан А из немецкого города Херфорд наклеил на витрину своей закусочной плакат с текстом в поддержку единоверцев. В ответ на это шестеро вооруженных исламистов ворвались в закусочную с криками: «Мы убиваем вас в Ираке, мы убьем вас и здесь». Ишхан А и посетители заведения получили ножевые ранения. Вследствие инцидента в Херфорд приехали езиды из близлежащих городов, исламисты также организовали своих единомышленников. В результате этого завязалась массовая драка, полиция задержала 86 человек.

Верные «неверные»

Современные события очень напоминают прошлое. Сами езиды говорят, что на протяжении последнего тысячелетия они сражались за себя и свою религию — езидизм — с оружием в руках, страдая от притеснений со стороны мусульман. Самыми кровавыми нашествиями считаются нападения VII века: одного из сподвижников пророка Мухаммеда Халида ибн аль-Валида по прозвищу Меч Аллаха и халифа Умара ибн аль-Хаттаба, известного также под именем Повелитель Правоверных. В результате этих нападений десятки тысяч езидов были убиты или взяты в плен, насильно обращены в ислам. Согласно устным преданиям, на протяжении 12 столетий мусульмане 72 раза учиняли жестокие расправы, имевшие целью уничтожение езидской веры и культуры.

Ученые не имеют единого мнения о происхождении езидизма. Большинство придерживается гипотезы о том, что его корни уходят во II тысячелетие до нашей эры. По сути, езидизм является синкретической религией, вобравшей в себя элементы зороастризма, ислама, христианства и иудаизма. В современном виде езидизм сложился после реформ Ади ибн Мусафира (Шейха Ади), родившегося в 70-х годах XI века. Чем-то его роль в религии курдов напоминает роль Мухаммеда в исламе. До сих пор ведутся споры о том, кем был Шейх Ади по происхождению: курдом или арабом. Известно, что он изучал суфизм (мистическое течение в исламе, ставящее целью воспитание человека, свободного от мирской суеты и возвышающегося над негативными качествами своей природы), привнеся его влияние и в езидизм.

Шейх Ади похоронен в Лалеше — храме рядом с городом Мосул, месте паломничества езидов. Над входом в храм изображены львы, павлины и змеи. Павлин — священное для езидов животное, на арабский язык слово «павлин» переводится еще и как «украшение», а «змея» сходна по написанию со словом «жизнь». В этих символах специалисты видят отражение традиционной суфийской доктрины о внутреннем и внешнем созерцании, а сами животные являются героями суфийских притч.

В виде павлина изображается Малак Тавус, или Азраил. Он занимает первое месте в иерархии езидских ангелов, которым бог поручил управлять вселенной после того, как сотворил ее. Именно поэтому, наверное, езидов обвиняют в сатанизме. В исламе и иудаизме Азраил — это ангел смерти, который помогает людям перейти в иной мир. В Талмуде он идентичен Сатане, в «Апокалипсисе» именуется «Ангелом гнева», мучающим грешников после Страшного суда, а в основном священном тексте сикхов «Гуру Грантх Сахиб» имя ангела смерти — Азраа-иил.

Говард Лавкрафт
Фото: Xomthas / Wikipedia

Из-за того что езиды всегда скрывали подробности отправления своих религиозных ритуалов, распространение ложных слухов об их вероисповедании — не редкость. Этому способствовал, например, Говард Ф. Лавкрафт, который описал леденящие душу ритуалы езидов в рассказе «Кошмар в Ред-Хуке». Детектив Мелоун, расследуя преступление, сталкивается с сектой езидов и попадает в место, где обитают их божества: мать демонов Лилит, пожирающая детей (которых воровали для нее езиды), Сатана, чудовищные животные, ожившие мертвецы. Всех этих вызванных езидскими заклятиями гостей из загробного мира Лавкрафт называет «злом, появившемся на Земле во времена, когда не существовало еще ни человеческой истории, ни самого человечества».

Езидами не становятся — езидами рождаются

Тем не менее предположения о том, что Малак-Тавус — олицетворение зла, а езиды — дьяволопоклонники, не имеют ничего общего с представлениями самих езидов о божестве. Александр Сергеевич Пушкин, первым из русских писателей упомянувший езидов, в «Путешествии в Арзрум» пишет, что во время этой поездки он встречал представителей многих народов Закавказья, среди которых были распространено мнение о дьяволопоклонничестве езидов. Пушкин, встретив главу езидской общины, старался узнать у него правду об их вероисповедании, и «очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются».

«Путешествие в Арзрум»
Изображение: rvb.ru

На самом деле, Малак-Тавус олицетворяет огонь в двух выражениях — как тепло и свет, а также как пожар и разрушение, обозначая тем самым наличие доброго и злого начал в каждом человеке. С ангелом-павлином связано множество легенд, в частности о том, что, когда Малак-Тавус отказался подчиняться созданному богом человеку, бог изгнал ангела из рая и отправил в ад. Малак-Тавус, видя страдания грешников, плакал в течение 7 тысяч лет и затопил ад своими слезами. Однако неверным будет полагать, что Малак-Тавус и падший ангел Азазель — один и тот же персонаж. Езиды верят, что Бог простил Малак-Тавуса и вернул на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. Вознесенный на небо Малак-Тавус также воспринимается езидами как око Солнца, которым оно смотрит на мир и дарит тепло и жизнь.

Но не только Солнце рассматривается езидами как объект поклонения. В езидизме существуют обряды, связанные с поклонением Луне и звездам, горам, камням, воде. Как правило, такие обряды (воздание молитв, совершение жертвоприношения) осуществляются в начале весны, в честь пробуждения природы. Жертвоприношение — практически исчезнувший обычай, но раньше практиковалось довольно широко: для исцеления больного, для успешного завершения сложного дела, в честь Нового года. В качестве жертвенного животного обычно выступал баран или белый петух.

В наши дни празднование Нового года (Сари Сале) проводится в первую среду месяца нисана (март-апрель) в честь прихода весны и напоминает христианскую Пасху. В храме Лалеш совершается торжественная служба, зажигаются 365 свечей — по одной на каждый день года. Езиды красят яйца, пекут лепешки и куличи, обмениваются ими с соседями. Выкрашенные в разные цвета яйца символизируют жизнь и многоцветность мира. Скорлупу от яиц рассыпают в поле, чтобы земля подарила хороший урожай. Согласно священным книгам, в этот день бог собирает всех ангелов во главе с Малак-Тавусом и посылает одного из них на землю, чтобы он украсил ее новыми растениями и цветами.

В езидизме есть только две священные книги — «Джилва» («Книга откровения») и «Масхафе Раш» («Черная книга»). Вообще, религия практически бесписьменная, так как письмо в езидских (так же, как и в зороастрийских) представлениях вмещает в себя таинство веры, а его необходимо беречь. Огромное значение для учения имеют кавлы (религиозные гимны) и бейты (песенные отрывки из мифологических поэм), именно на их основе происходит передача езидизма из поколения в поколение, на них базируются и исследователи при изучении религии.

Езидизм, как большинство мировых религий, нельзя принять — езидом можно только родиться. Все общество езидов разделено на три замкнутые касты — две духовные (шейхи и пиры, без участия которых невозможно провести ритуалы по случаю рождения ребенка, свадьбы, похорон) и одну мирскую (мюриды). Функции членов этих каст передаются по наследству, браки можно заключать только внутри своей касты. Из-за того что в настоящее время езиды живут в разных странах отдельными общинами, во-первых, начинают формироваться небольшие различия в отправлении религиозных ритуалов, а во-вторых, возникает проблема вырождения. Если общины не установят между собой прочные связи, в скором времени не исключены родственные браки внутри каст, что станет причиной генетического вырождения народа.

Проблема разобщенности езидов затрагивает не только культурный, но и политический аспект их жизни. Часть из них активно сотрудничает с курдскими политическими партиями, часть — поддерживает арабов-суннитов (это сотрудничество возникло из-за распространяемой при Саддаме Хусейне теории, что езиды не имеют ничего общего с курдами). Однако сотрудничество с курдами других вероисповеданий необходимо езидам прежде всего для противостояния исламистам. На днях делегация Иракского Курдистана посетила несколько европейских стран, попросив у международного сообщества помощи, а именно — направить в регион более современное вооружение для защиты езидов и других национальных меньшинств от исламистов. Курдские активисты символически принимают езидизм с целью привлечения внимания к истреблению езидов и призывают к этому другие народы Курдистана

Специалисты полагают, что для спасения своих общностей езидам также необходимо наладить связи между собой, сформулировать четкие политические требования и добиваться их выполнения, а также стать более открытыми для тех людей, с которыми они проживают на одной территории: со временем это поможет избавиться от ошибочных представлений о езидах и их религии. Если езиды будут индентифицировать себя как специфическую часть курдской нации, не противопоставляя себя курдам, они смогут сохранить свою древнюю религию.

< Назад в рубрику