Роботы стали неотъемлемой частью нашей жизни, хотя мы этого порой и не замечаем. Они вокруг нас: от детских игрушек и мультяшных персонажей до сложнейших космических механизмов. Мы привыкли к роботам, вот только не вполне понимаем, что (или кто) они такие. Даже специалисты в области робототехники до сих пор не могут прийти к единому мнению в определении понятия «робот». Еще сложнее разобраться в недавно появившемся понятии «социальный робот».
Сама идея создания искусственного существа для человечества не нова. В мифологии у различных народов часто встречается сюжет о том, как человек создает некое искусственное живое существо, которое обладает разумом. Как правило, оно похоже на человека, но им принципиально не является. В качестве примера вспомним Голема, существа из глины, гомункула, выращенного в специальном сосуде, оживленную статую Галатеи, механических помощников, выкованных Гефестом. Основными функциями этих искусственно созданных существ была защита человека (хозяина), убийство, помощь в рутинных делах. Они даже могли быть частью любовных взаимоотношений. В этой идее, следуя религиозному контексту, можно увидеть и своеобразную попытку человека стать подобным Богу в своей возможности творения живого.
В действительности для реализации задуманного наука оказалась куда более эффективнее описанной в мифах магии. Наступившая эра автоматов породила великое множество примеров механических устройств: оркестр Аль-Джазари, рыцарь Леонардо да Винчи, знаменитая утка де Вокансона, а также множество других примеров. Но все они были не более чем механическими часами в виде человека или животного: зубчатые колеса и шестеренки приводили в движение механизм, создавая эффект осознанного действия, хотя и этого было достаточно для восторга публики. Такие механизмы чаще всего служили для развлечения богатых людей из высших сословий. Автоматоны-музыканты исполняли музыкальные произведения, механические мальчики старательно выводили слова на бумаге, официанты подавали чай, а механические стражи стреляли из лука.
В 1920 году выходит пьеса Карела Чапека «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы»), где впервые и используется слово «робот». Кстати, стоит отметить, что данные персонажи были близки скорее к современному понятию «киборг». Их основной функцией был рабский подневольный труд, но вскоре роботы захватывают власть и полностью истребляют человечество. Подобные апокалиптические сюжеты, где природа мстит человеку за нарушение ее законов, часто встречаются впоследствии и в литературе, и в кинематографе, и в компьютерных играх.
В дальнейшем использование электричества позволило значительно улучшить и сами модели. Внешний облик человека и животных по-прежнему привлекал разработчиков: робот Mr. Herbert Televox (1927 год), робот Eric (1928 год), Elektro (1930 год), Iron Man (1932 год) и другие. Это были роботы с чуть большей интерактивностью, некоторые из них были даже способны на самый простейший диалог. Робот представлялся как новый безропотный слуга человека, в будущем всегда готовый помочь ему даже в самых неприятных рутинных делах. При этом на старых рекламных и информационных плакатах того времени мы неизменно видим таких роботов в компании человека, как правило, в обществе респектабельных мужчин, курящих сигару, или хорошеньких женщин. В визуальных образах робот явно позиционируется как полноправный член общества.
В 1940-е годы появляется кибернетика, а затем и первые исследования по созданию искусственного интеллекта, обещавшие в скором времени возможность создания искусственной жизни. Правда, вскоре стало очевидным, что романтическим мечтам не суждено сбыться так скоро, и основное внимание переключилось на решение конкретных прикладных задач. Большую роль в этом, безусловно, сыграла Вторая мировая война, которая заставила пересмотреть приоритеты. На первом месте оказалась разработка новых видов оружия, а позже покорение космоса и максимальное удешевление промышленного производства. Роль робота как помощника никто не отменял, но необходимость в антропоморфном интерфейсе (схожести с человеком) отпала: роботы устанавливались на заводах, а внешность человека не была обязательной в решении поставленных задач.
Отныне роботы оказывались частью промышленной сферы, а в качестве первоочередной задачи ставилась эффективность выполнения функции. При этом человекоподобные роботы по-прежнему оставались героями художественных произведений и видеоигр. Нельзя не упомянуть такие явления в культуре, как робота Марию в «Метрополисе», Астробоя, «Звездные войны», Терминатора, произведения Айзека Азимова, Станислава Лема, Рэя Брэдбери и других авторов, которые оказали огромное влияние на формирование образа робота в нашей картине мира. В этом фантастическом мире роботы существовали рядом с людьми: с одной стороны, обладая сверхчеловеческими возможностями, с другой — способностью чувствовать, сопереживать, самосознанием и свободой воли.
В 1989 году исследователи Массачусетского технологического института (MIT) Родни Брукс (Rodney Brooks) и Анита Флинн (Anita M. Flynn) публикуют свою статью Fast, Cheap and Out of Control: A Robot Invasion of the Solar System. В ней ученые обосновывают необходимость производства небольших, дешевых и доступных роботов. Синтез робототехники и искусственного интеллекта создавал возможности для новых приложений и сфер применения. Появилось направление разработки сервисных роботов (уборщики, гиды, официанты), которые вышли за рамки промышленной сферы и оказались рядом с людьми. Разработчикам вновь пришлось уделить внимание дизайну, но само взаимодействие человека и робота не изменилось: чтобы включить робот-пылесос, достаточно нажать кнопку или дать голосовую команду.
Со временем функции сервисных роботов усложнялись: от робота требовалась не только, например, убирать дом, но и составить компанию человеку, обучить его чему-то новому или подбодрить забавной историей. В начале 2000-х годов еще один не менее известный разработчик MIT Синтия Бризил (Cynthia Breazeal) выделила четыре роли робота во взаимодействии с человеком:
— робот как инструмент (например, промышленные роботы);
— робот как продолжение тела (экзоскелеты, протезы);
— робот как аватар (роботы телеприсутствия);
— робот как социальный партнер.
Последних Синтия Бризил называет sociable робот, характеризуя их способностью понимать людей и себя в социальном контексте, коммуникативностью, обучаемостью и максимальной приближенностью к человеку в своем поведении. Формируется новое направление в робототехнике — социальная робототехника, делающая акцент на включении робототехнических систем в социальные взаимодействия.
Включение в социальные взаимодействия — это не только соблюдение роботом речевого этикета, когда ему следует поздороваться перед началом беседы или попрощаться в конце. Хотя, конечно, умение вести беседу — весьма желательный навык социального робота, как и распознавание наших эмоций и возможное последующее решение утешить человека или порадоваться вместе с ним. Еще нужно помнить о соблюдении дистанции при разговоре, о жестах (руками или лапами) и движениях головой, о визуализации эмоций и прочих коммуникативных сигналах, которые для нас чрезвычайно значимы. Человек живет в невероятно сложной системе социальных взаимоотношений, и в каждой конкретной ситуации мы учитываем множество факторов: возраст, пол, статус, настроение нашего собеседника, время и место нашей беседы, весь контекст наших предыдущих отношений и так далее.
Более того, человек — потрясающе адаптирующееся существо: попадая в другую социальную среду, например в страну с другой культурой и, соответственно, другими социальными нормами, мы наблюдаем, анализируем и меняем свое поведение. Встречаясь с социальным роботом, мы подсознательно ждем от него того же. Нас «обманывает» внешний вид робота (можно назвать его культурный интерфейс), его схожесть с человеком или животным, и мы начинаем сразу посылать ему наши привычные сигналы: махать ему рукой, улыбаться, ожидая от него ответной реакции. А ведь ничего подобного мы не делаем, включая робот-пылесос. Мы вообще забываем о том, что и игрушечный робот котенок и промышленный робот — это в сущности в одинаковой степени набор контроллеров, датчиков, механических деталей и проводов. Разработчики прекрасно понимают значимость культурного интерфейса социального робота и с большим вниманием подходят к выбору его внешнего облика. Хотя единого мнения по этому вопросу нет. Огромные споры вызывает обязательность схожести такого робота с человеком, а также степени этой схожести. Должен ли робот полностью повторить нас, включая волосы, кожу, ногти, или разработчикам стоит лишь обозначить некоторые человеческие черты в строении.
Мы ожидаем, что робот должен знать наше место в социальной иерархии, определять нашу социальную роль в конкретной ситуации, наше настроение и, исходя из этих данных, выстраивать свою стратегию поведения. Задача для разработчиков невероятно сложная, но даже если допустить, что она решена, возникают не менее острые вопросы. Если сам робот становится полноценной частью нашего общества, то какой? Он раб и слуга из пьесы «Р.У.Р.», а может быть, друг, как роботы в рассказах Азимова, наш возлюбленный или захватчик из многочисленных фантастических фильмов? Имеет ли робот право управлять человеком, отдавать ему приказы? Сегодня появляется множество работ, аргументирующих большую эффективность робота как менеджера, руководителя. Но насколько люди готовы подчиняться роботу даже в решении рабочих задач? Каков его социальный статус и роль? Будет ли он иметь только обязанности или наделен правами? И какими?
Социальные роботы становятся все более автономными, и, следуя социальным нормам, им даже приходится делать «этический» выбор, связанный с понятием нравственности и морали, что, в общем-то, всегда оставалось прерогативой человека. Также важны и этические последствия применения робототехники в целом для общества. Какими бы немыслимыми и фантастическими ни казались последние названные вопросы, но их сегодня активно обсуждают. Первый международный симпозиум по робоэтике состоялся еще в 2004 году в Италии. Всем известные законы писателя-фантаста Азимова, регулирующие взаимодействие человека и робота, являются своего рода квинтэссенцией, некой идеальной этической системой и, к сожалению, оказались непригодны в реальной жизни. Безусловно, речь идет об имитации роботом всего вышеназванного: пока человечеству не удалось осуществить свою давнюю мечту и создать так называемый сильный искусственный интеллект.
Сегодня социальная робототехника — это активно развивающееся междисциплинарное направление, одна из основных задач которого — разработка роботов, имитирующих социальное поведение. По сути, это часть направления взаимодействия робота и человека (human-robot interaction, HRI). Существует огромное количество моделей социальных роботов, в будущем готовых включиться в различные сферы жизни человека, хотя, если вновь обратиться к мифологии, когда зарождалась идея робота, функции их остались неизменны.
Это роботы-помощники, готовые преуспеть в домашних делах, своего рода некое усовершенствование сервисных роботов, например PR2 (the University of California, Berkeley), HEARBO (Honda), Pepper (Aldebaran), EMIEW 2 (Hitachi) и другие модели. Социальные роботы включаются в профессиональные сферы. Робот-пожарный Octavia может стать полноценным членом команды людей. В центре внимания не столько фактическое тушения пожара, сколько взаимодействие с человеком. Octavia пытается понять и правильно интерпретировать его речь и жесты. Робот Robonaut 2 работает на международной космической станции НАСА. В военной сфере появляются роботы-солдаты, например американский Petman агентства DARPA (Агентство перспективных научно-исследовательских проектов Министерства обороны США).
Социальную позицию «выше» человека могут реализовывать роботы-учителя. Так, робот Genibo исполнял роль ассистента педагога в корейских детских садах. В Японии робот Saya проводила занятия в начальной школе. Различные модели роботов учителей разрабатываются и апробируются в США, Великобритании, Германии и других странах.
Особую группу роботов составляют роботы-компаньоны. Такие роботы призваны быть другом человека, стимулировать его эмоции, оказывать терапевтическое воздействие на психику человека. Как правило, они выполняют и функции роботов-ассистентов. Профессор Кано Масаеши, чтобы помочь пожилым японцам справиться с депрессией, сконструировал робота-младенца Babyloid. Робот имитирует звуки и движения ребенка. Поведение робомладенеца зависит от того режима, который выбирает человек. Кроме уже запрограммированных поведенческих моделей у робота есть способность к обучению, что позволяет ему в дальнейшем формировать собственную индивидуальную стратегию взаимодействия с человеком (хотя конечно, все еще в рамках заданной программы).
Робот-тюлень Paro (разработчик Takanori Shibata, Japan’s National Institute of Advanced Industrial Science and Technology, AIST) уже несколько лет участвует в экспериментах по всему миру, взаимодействуя с людьми старшего поколения. Робот моргает, двигает головой и ластами, имитирует голос детеныша гренландского тюленя. У него есть пять видов датчиков, с помощью которых Paro может воспринимать людей и окружающую среду. Он демонстрирует радость, когда его гладят, учится реагировать на слова, может научиться вести себя так, как нравится пользователю. Например, Paro будет помнить свои и предыдущие действия пользователя и попытаться повторить их, чтобы его погладили. Также к роботам-компаньонам можно отнести следующие модели Fujitsu Emotion Bea, Nao и другие.
Еще одна группа включает социальных роботов, входящих в медиасферу и выполняющих в большей степени развлекательные функции. Это роботы-артисты, певцы, музыканты. Данные роботы «социализировались» относительно недавно, хотя сама идея использования автоматических машин для развлечения и ее многочисленные воплощения известны давно: механическая Мария Антуанетта (Жози де Темпан, 1772 год), Pianist или Lady Musician (Жаке Дро XVII век). Известны проекты роботов-художников: Aikon 2, Vangobot, MEART, E-David, Hector и Victor и тому подобные. Тем не менее такие роботы не взаимодействовали с человеком на социальном уровне, поэтому их нельзя отнести к социальным роботам. Сегодня они, помимо исполнения «творческих функций», часто социально интерактивны, а также встраиваются в общую сложную социальную систему. Например, уже широко известен феномен рок-группы Compressorhead, которая состоит из четырех роботов. У роботов гуманоидный интерфейс, и у каждого есть свое имя. Также у группы имеется свой сайт, сообщество в социальных сетях и расписание гастролей, с большим с успехом проходящих в странах Европы. Не менее известен робот HRP-4C, этот андроид стал в Японии суперзвездой. Она поет, танцует, снимается в музыкальных клипах и ходит по подиуму в качестве модели. Робот Wakamaru (создан компанией Mitsubishi Heavy Industries) стал актером в университете Осаки (Osaka University). Два андроида сыграли вместе с людьми 20-минутный спектакль Hataraku Watashi («Я работник»). Возможно, в ближайшем будущем нашими медиазвездами станут роботы, а не люди.
Все это лишь часть из возможных сфер для социальных роботов. Также нельзя не сказать о своеобразных «роботах-кумирах» среди самих разработчиков. Одним из таких является робот Asimo (Honda). Сегодня каждого появившегося социального робота с новыми возможностями невольно сравнивают именно с ним, оценивая, удалось ли превзойти этого лидера.
Тем не менее пока многие из социальных роботов созданы только в единственном экземпляре и покидают пределы лабораторий только ради выставок или шоу. Кажется, что обещанное фантастами будущее, где человек и робот живут бок о бок, еще на расстоянии световых лет от нас. Возможно, это ощущение очень обманчиво. Наблюдая за стремительным развитием науки и техники и многочисленными проектами крупных компаний в этом направлении, можно с уверенностью сказать, что все может случиться на нашем веку. И нам самим предстоит увидеть, какое оно будет, наше будущее, и кем для нас станут роботы. А пока, создавая новых и новых социальных роботов, мы все больше приближаемся к познанию и пониманию самих себя.