Книга-шок Валери Триервейлер, экс-гражданской жены действующего президента Франсуа Олланда, Merci pour ce moment («Спасибо за этот момент»), была раскуплена за один день. Следующий тираж появится в продаже лишь через несколько дней. Влиятельный французский еженедельник Paris Match на этой неделе вышел с фотографией бывшей первой дамы Франции на обложке и опубликовал ее эксклюзивное интервью. Политики и журналисты, читавшие и не читавшие скандальные откровения госпожи Триервейлер, комментируют их и судят автора. И только президент молчит. Уже известно, что он не будет давать комментарии и даже не собирается читать книгу.
«Все, что я написала, — это правда. Я слишком страдала от вранья, чтобы врать самой», — написано на обложке книги. Валери Триервейлер обещает говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. В любом случае она имеет право высказаться, а верить ей или нет — личное дело каждого. Бывший политический журналист, она прекрасно понимает, какой резонанс вызовет данная публикация, и знает, что большая часть французского общества сочтет ее откровения неуместными и недостойными первой дамы, пусть даже и бывшей. Никто до нее не нарушал табу: личная жизнь действующего президента — это или загадка, или способ привлечения симпатий электората. Мемуары писать можно после окончания президентского срока. Даже Сесилия Саркози, бросившая мужа в начале его президентства, опубликовала свою книгу воспоминаний только после того, как Николя Саркози закончил исполнять обязанности главы государства.
Надо сказать, что книга Триервейлер выходит еще и в совсем не подходящий для президента момент. Рейтинг популярности Франсуа Олланда достиг рекордно низкого уровня — 13 процентов. Можно не сомневаться, что откровения бывшей первой дамы ситуацию лишь ухудшат. Как утверждает Валери Триервейлер, президент недолюбливает бедных, зато неравнодушен к дорогим отелям и ресторанам. Подобного рода информация не пойдет на пользу политику-социалисту, который победил на выборах во многом благодаря своему реноме «народного кандидата», противоположному имиджу «кандидата богатых» Саркози.
«Это книга интимных ран и унижений, которые открывает женщина, более сложная, чем просто бесконтрольная, как принято считать», — пишет Paris Match. 9 лет совместной жизни в 320 страницах печатного текста. Понять, какими были отношения президента и его спутницы, можно благодаря этому диалогу:
— У тебя много времени уходит, чтобы поддерживать свою красоту?
— Да.
— Но ведь от тебя ничего другого и не требуется.
Циничный мужской юмор по отношению к женщине, над которой имеет власть. «Он холоден. Он не улыбается. Я должна удовлетворять его желания, сама не желая ничего».
Триервейлер была первой дамой в Елисейском дворце, не имеющей статуса официальной жены президента, First Girlfriend, как называли ее американцы. Непривычный для французов (и не только для них) статус спутницы главы государства. Как признается Триервейлер, такое положение принять было непросто. Тем более что со стороны своего гражданского мужа бывшая первая леди не ощущала никакой поддержки. Во время одного из президентских туров в регионы, вспоминает она, некая женщина перед камерой заявила Олланду: «Не надо жениться на Валери, мы ее не любим!» И президент не нашел ничего лучше, как просто рассмеяться в ответ.
И Сеголен Руаяль, бывшая подруга Олланда, всегда была рядом. «Для меня было психологически невыносимым видеть их вдвоем, взявшихся за руки на сцене. Я была бессильной против этого коллективного желания видеть их вместе». «Франсуа и я, мы никогда не будем парой, которую признает общество», — признается читателям Триервейлер.
Тем не менее Валери оставалась рядом с президентом. Пыталась уйти один раз, выдержала три недели и вернулась. «Да, я была ревнивая с ним, как с каждым мужчиной, которого я любила. Я не могу быть другой, когда я влюблена», — утверждает она.
Известие о любовном романе президента с актрисой Жули Гае было во всех изданиях новостью номер один. «Я не выдержала, я не могла слышать об этом, я побежала в ванную комнату. Я нашла пакет, в котором были таблетки для сна. Франсуа меня преследовал. Он пытался вырвать пакет. Я побежала в спальню. Он схватил пакет, который разорвался. Таблетки рассыпались по кровати и по полу. Мне удалось их собрать. Я проглотила сколько смогла. Я хотела спать, я не хотела переживать то, что должно было произойти в следующие часы... Я потеряла сознание».
После анонса «я расстаюсь с Валери» президент пытался вернуть ее любовь: «В своих sms он мне писал о любви. Он писал, что я — это вся его жизнь и без меня он ничто». Однажды он прислал ей 29 сообщений за один день. В перерывах между встречами с Бараком Обамой и Владимиром Путиным Олланд писал sms, находил время отправлять цветы и каждый вечер пытался пригласить на ужин.
«Верить ли тому, что он говорит? Или я просто последний каприз мужчины, который не любит проигрывать? Он мне сказал, что завоюет меня снова, — так, как будто я была победой на выборах», — описывает Валери происходившие между нею и Олландом.
Государственные тайны ex-girlfriend президента в книге не раскрывает. «Валери говорит о любви, о страдании и о страсти. Она рассказывает об удивительной полосе в своей жизни. Она отдала себя полностью, "обручившись" с мужчиной и его жизненной целью. Она прошла до конца в своих чувствах и в своем противостоянии. Валери раскрывает секреты, быть может, более важные, чем государственные», — считает Paris Match.
Тем не менее содержание этой книги политической элитой воспринято в основном негативно. Даже в известной своей терпимостью к любовным похождениям Франции личную жизнь главы государства принято считать неприкосновенной. Одно дело — отретушированные фото с женой и счастливыми детьми, другое — интимные подробности, вынесенные на обсуждение публики. Конечно, все знают, что у президентов есть любовницы и что их жены тоже люди и страдают от неверности мужей. Но рассказывать такое — дурной тон. Первые дамы государства должны быть выше этого и соответствовать своему высокому статусу.
Конечно, книга Триервейлер является местью. Местью женщины, когда-то согласившейся на роман с мужчиной, у которого в то время была другая семья. Но означает ли это, что сегодня она не имеет права говорить о своих чувствах, боли и одиночестве? Здесь, очевидно, имеет место расчет, что имидж президента будет испорчен и он потеряет ту малую часть электората, которая еще остается верной ему. Но, с другой стороны, это урок современным политическим лидерам, привыкшим скрывать свое истинное лицо за имиджем, соответствующим ожиданиям избирателей.
Вряд ли кто-то будет спорить, что очень некрасиво выносить интимную жизнь на публику, рассказывать о глубоко личных переживаниях другого человека. Но почему оправдать, понять и принять это сложнее, чем двойную жизнь и обман? Или, может быть, мы просто очень привыкли жить по заданным нормам морали? Привыкли потому, что многих такое положение устраивает.
Можно ли этой книге верить, каждый решит сам. Наверное, сентиментальные женщины прекрасно поймут автора и проникнутся глубоким сочувствием, а циничные политики, как обычно, все сведут к холодному расчету и мести. Очень может быть, феминистки восторженно пропоют гимн женской свободе, а сторонники традиционных ценностей получат очередной повод для констатации упадка морали и нравственности в современном обществе. И, вероятно, больше других будут радоваться издатели. Ведь какой бы моральной или аморальной ни была эта книга, ее продажи рискуют побить все рекорды.