Чем дальше в осень, тем больше хороших фильмов. Если не хороших — то таких, которые стоит смотреть, чтобы потом яростно обругать. В любом случае, они сняты интересными режиссерами. Люк Бессон уберет конкурентов со своей «Люси», Антон Корбайн изучает работу американских шпионов в Европе, Джефф Баэна показывает умершие отношения как буквально умершие, а Лассе Хальстрем снова налегает на еду.
Зак (Дейн Дехаан) встречался с Бет (Обри Плаза), которая умерла, потом воскресла и оказалась зомби, так что все шутки в этой вывернутой наизнанку романтической комедии (вернее, мэш-апа ромкома с зомби-хоррором) связаны с тем, что Зак не дает Бет никого съесть. В прошлом году режиссер Джонатан Левин уже шутил на эту тему в «Тепле наших тел», где типичная блондинка из романтической комедии влюблялась в Николаса Холта, похожего на солиста эмо-группы. Здесь же у режиссера и сценариста Джеффа Баэны не осталось ничего святого, что только идет фильму на пользу: сцена, где привязанная к плите покойница выходит из дому вместе с плитой, заставляют по-новому посмотреть на всю традицию показа отношений между полами.
У Люка Бессона есть одно уникальное качество — после тридцатилетней режиссерской карьеры он может снимать так, будто до него никто, в том числе и он сам, кино не снимал. Сцены в самом начале «Люси», когда главную героиню в исполнении Скарлетт Йоханссон тащат в кабинет с полным чемоданом наркотиков, Бессон монтирует с охотой гепарда на газель. Это очень вульгарный прием, но невольно поддаешься просчитанному простодушию режиссера и начинаешь следить за историей о загулявшей на Востоке блондинке, которую местные дилеры используют как наркокурьера.
Свежесинтезированное вещество CPH4 рассасывается в теле Люси и она становится идеальной машиной для убийства, использующей сначала 20 процентов возможностей своего мозга, а к финалу и все 100. И пока автора «Леона» и «Пятого элемента» ругают за пропаганду лженауки и обвиняют в отношении к зрителям как к людям, которые не используют и положенных 10 процентов мозга, «Люси» за время международного проката уже собрала 218 миллионов долларов, так что опытный Бессон оказался прав: люди любят смотреть на красивую девушку с пушкой. Бессону ли об этом не знать!
Если в описании предыдущих фильмов Антона Корбайна было принято напоминать, что это кинематографические опыты знаменитого фотографа, то триллер об операции шпионского антитеррористического подразделения в Гамбурге во главе с героем недавно умершего Филипа Сеймура Хоффмана доказывает, что Корбайн — вполне сложившийся режиссер, причем, что особенно интересно, «актерский». Все роли достались звездам (помимо Хоффмана заняты Робин Райт, Уиллем Дефо и Рэйчел Макадамс), но в фильме главным оказывается русский актер Григорий Добрыгин. Он играет чеченца Иссу, нелегально пробравшегося в Германию, где его ждут несколько миллионов евро, оставленных покойным отцом в местном банке. Эти деньги и становятся приманкой для пособника террористам, но в конце зрителям уготован сюжетный разворот, делающий жертвами большой игры спецслужб всех по обе стороны линии фронта.
Комедия об индийцах, открывших национальный ресторан во французской глубинке, где индийскую кухню не очень, — как будто создана для автора «Шоколада», «Правил виноделов» и «Рыбы моей мечты» Лассе Хальстрема, — уже по названиям понятно, что в фильмах именно этого режиссера чужие люди начнут как-то договариваться друг с другом на почве еды. Глава семьи (Ом Пури) открывает заведение прямо под носом у хозяйки ресторана с одной мишленовской звездой (ее играет почему-то англичанка Хелен Миррен, наверное, Изабель Юппер была занята). Начинается война культур, в которой, конечно, старая француженка сдается под натиском и прямолинейностью напористых приезжих. Мадам не просто первой идет на мировую, но и уговаривает молодого шефа Хасана готовить у нее, чтобы получить вторую звезду. Так что это скорее фильм о хасанизации Франции, а не о том, как хорошо сидеть дружно после работы и смотреть на Луну, пытаясь разобрать акцент соседа.
Австралиец Дэвид Мишо, в свое время три года проработавший редактором в журнале Inside Film, снимает жесткое кино, в котором насилие, как говорит сам режиссер, является способом найти что-то человечное в героях. В его предыдущем фильме «По волчьим законам» речь шла о криминальном мире Мельбурна, в «Ровере» актер-талисман режиссера Гай Пирс захватывает в заложники Роберта Паттинсона после того, как друзья жертвы угнали его машину и оставили раненого приятеля. У Мишо получился немного абстрактный, совершенно не коммерческий сайенс-фикшн — действие происходит спустя много лет после энергетического коллапса на планете. В общем, это вполне себе пьеса о двух врагах, невольно оказавшихся в одном помещении и защищающих общие интересы на фоне безлюдной постапокалиптической дороги. Поэтому фильм ждет признание у критиков (премьера состоялась на Каннском кинофестивале) и крайне скромный прокат.
Когда речь идет о наших кинематографистах за границей, всегда нужно сильно смещать угол зрения, потому что это для нас «Сталинград» — блокбастер со спецэффектами. Для них это русская драма про Вторую мировую, почти артхаус. Режиссер Ангелина Никонова сделала низкобюджетный фильм на русском в Нью-Йорке и оказалась одной из тысяч молодых и не очень режиссеров, снимающих обычные житейские истории в «жестоком, даже более жестоком, чем Москва», как сама Никонова говорит в интервью, городе. Историю о женщине, решившей изменить жизнь и начать со своего мужчины, мог бы снять любой нью-йоркский режиссер с любым национальным бэкграундом, тем более что в Нью-Йорке он почти у всех экзотический. Тем не менее это не единственный выходящий на этой неделе в прокат российский фильм, который, как и четыре предыдущих, пройдет почти незамеченным, потому что все пойдут смотреть «Люси».