Вечером в четверг, 11 сентября, в Киеве завершился обыск редакции газеты «Вести», которую власти заподозрили в призывах к сепаратизму. Сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ), побывавшие там, изъяли технику, записи сотрудников и их трудовые договоры. Силовики побывали и в дата-центре, забрав оттуда серверы «Вестей» (в результате сайт издания до конца дня был недоступен). Формально претензии к газете связаны с несколькими материалами о конфликте на востоке Украины. В самой редакции, впрочем, связывают «маски-шоу» с публикацией о дочери главы СБУ Валентина Наливайченко.
В редакции сотрудники СБУ появились утром в четверг. Люди в масках и с оружием блокировали помещение и начали обыск. Сотрудников газеты, находившихся на тот момент в помещении, закрыли внутри. «Подробности происходящего очень отрывочные. Наши сотрудники, которые находились на рабочих местах, лишены возможности говорить по телефону. Их не выпускают из офиса, а тех, кто пришел на работу позже, не впускают», — рассказал главный редактор газеты Игорь Гужва.
Спустя некоторое время, как сообщалось на странице «Вестей» в Facebook, силовики заказали себе пиццу. Сотрудникам газеты, которых вывели в коридор, также позволили сделать заказ.
«Поначалу всех держали в холле возле входа, из-за количества людей и маленького пространства становилось достаточно душно, — сообщил один из корреспондентов. — Дальше были томительные часы в рецепции, к рабочим местам людей не допускали… Многие переживали за волнующихся родственников, за недоделанную работу и за личные вещи».
Обыск проводили сотрудники киевского управления СБУ. Представители спецслужбы, по данным издания, выступали и в качестве понятых.
Позднее к зданию приехал замглавы СБУ Юрий Артюхов. Из его объяснений, как рассказала «Ленте.ру» заместитель главного редактора «Вестей» Екатерина Терехова, следовало, что обыск проводится по причине того, что издание подозревают в призывах к сепаратизму. Артюхов сослался на постановление суда, где упоминалась, в частности, статья «Махновское состояние», вышедшая в журнале «Вести. Репортер» (его выпускает тот же холдинг, что и газету «Вести»).
К вечеру обыск завершился. По данным редакции, силовики изъяли всю технику, включая диктофоны, а также блокноты сотрудников и все документы, в том числе трудовые договоры журналистов.
В течение дня представители СБУ побывали также в дата-центре, откуда изъяли серверы «Вестей» (в редакции, впрочем, пообещали запустить сайт в течение суток, перенеся его на новую площадку), а также в типографии, где печаталась газета. Там, по данным редакции, им понадобился сервер, через который издание отправлялось в печать.
В заявлении Службы безопасности Украины, которое появилось во второй половине дня, утверждалось, что «процессуальные действия» были проведены в рамках уголовного производства по статье 110 УК («Посягательство на территориальную целостность Украины») по представлению прокуратуры и на основании постановления суда. «Посягательство», по данным редакции, украинские силовики усмотрели в нескольких публикациях, вышедших в апреле и июле и посвященных ситуации в Донбассе. Это упомянутый репортаж «Махновское состояние», а также материалы «Славянско-пролетарская республика» и «Хунта! Предали! Долой!».
«Никаких посягательств на территориальную целостность Украины там наши авторы не допускали, — отмечает главный редактор «Вестей». — Это были обычные репортажи "по ту линию фронта" — из Славянска, когда там заправляли Пономарев и Стрелков-Гиркин, из захваченных обладминистраций. Там, безусловно, была прямая речь сепаратистов, также как она была (и есть) во всех украинских СМИ, которые делали, например, интервью с Пушилиным или Абвером или общались с простыми сторонниками ДНР/ЛНР».
Материал «Махновское состояние», в частности, вышел в июле (пока сайт «Вестей» недоступен, текст можно найти в кэше). Это был репортаж из подконтрольных ополчению Донецка и Луганска, в который включены рассказы местных жителей (в том числе сторонников ДНР /ЛНР). Последние при этом были названы ополченцами, а не террористами, как их официально принято именовать на Украине. Впрочем, что именно в нем не устроило власть — формулировки или цитаты представителей самопровозглашенных республик, неизвестно.
По каким критериям официальные структуры на Украине сегодня оценивают журналистские материалы, можно судить, в частности, по заявлению замглавы Национального совета по телерадиовещанию Ольги Герасимюк. Она недавно сообщила, что журналистика «должна объединять профессионализм и патриотизм» и что «объективность должна состоять не в видимости представления так называемых двух разных точек зрения». «К примеру, журналисты включают в эфир Путина, мотивируя тем, что зритель должен знать его мнение, — заявила Герасимюк, — хотя точка зрения агрессора и так понятна».
В редакции, впрочем, связали визит силовиков с другой публикацией — небольшой статьей, посвященной дочери главы СБУ Валентина Наливайченко. В материале, вышедшем несколько дней назад (сохраненную копию можно найти здесь), шла речь о том, что родственница начальника украинской спецслужбы проживает в престижном районе Нью-Йорка, где стоимость аренды квартиры с одной спальней стартует от 4,2 тысячи долларов в месяц. Сам Наливайченко, к которому журналисты обратились за комментариями, эту информацию не подтвердил, заявив, что его дочь живет и работает на Украине.
Как рассказала «Ленте.ру» заместитель главного редактора «Вестей», накануне обыска редакция получила сигналы, что у руководства СБУ «была очень негативная реакция» именно на этот материал. Предыдущий обыск, как отметила она, был проведен налоговой милицией «после публикации-расследования о коррупции, которая мимикрирует в условиях постмайдана, в том числе и в этом ведомстве».
В прошлый раз редакцию обыскивали в конце мая. За несколько дней до этого были заблокированы счета ООО «Вести Масс-Медиа» и его директора Игоря Гужвы. По официальной версии, это было сделано в рамках уголовного дела об уклонении от уплаты налогов и отмывании денег. Газету тогда заподозрили в получении финансирования от структур олигарха Сергея Курченко, которого считали близким к прежней украинской власти. По данным «Украинской правды», контролирующие органы тогда решили, что некоторые финансовые операции на счетах Гужвы имеют «запутанный или необычный характер». Сам он обвинения в махинациях отвергал, подчеркивая, что изначально строил «белый бизнес» и не отказывался от предоставления информации надзорным ведомствам.
«Если речь идет о том, что одна из фирм, с которой мы имели отношения, попала в разработку налоговых органов и, соответственно, возникли и к нам вопросы, то ради бога — мы готовы на любые вопросы ответить, — заявлял главный редактор «Вестей». — Но когда речь идет о захвате редакции, что ставит под вопрос выход издания за несколько дней до выборов, когда блокируется наша деятельность… то тут уже возникают вопросы — действительно ли это чисто фискальный интерес, либо интерес политический с целью давления на наш холдинг».
Нынешние обыски, последствия которых оказались для «Вестей» более тяжелыми, чем в прошлый раз (тогда до полного изъятия техники дело не дошло), также состоялись в преддверии выборов. В редакции допускают, что здесь есть связь. «При желании под эту статью (о «посягательстве на территориальную целостность») можно подвести любую газету, радио или телеканал, — считает Гужва. — Посему это только предлог, чтобы наехать конкретно на наш холдинг и заблокировать его деятельность, полностью зачистить информационное пространство перед выборами от любых СМИ, которые не боятся высказывать независимую точку зрения».
Как полагает политолог Вадим Карасев, против газеты в данном случае выступила не власть в целом, а одна из составляющих ее групп. Главной причиной, по его мнению, стали приближающиеся выборы (на конец октября на Украине намечены досрочные выборы в Верховную Раду). «Им нужно ограничить ваше влияние на общество, ограничить вашу активность, сделать "Вести" более покладистыми и лояльными», — считает он. Определенную роль, по словам эксперта, сыграла и общая ситуация в украинской журналистике. «У нас на самом деле нет журналистского сообщества, — констатирует Вадим Карасев. — Есть отдельные СМИ, отдельные журналистские коллективы, которые ничем не объединены. Больше скажу — внутри журналистского сообщества тоже идет гражданская война. Большая часть ваших коллег сейчас злорадствует, но они не понимают, что в следующий раз придут к ним».
Политолог Андрей Золотарев считает, что власть в нынешней ситуации перенимает привычки своих предшественников. «Напомню слова Вольтера "Мне ненавистна ваша точка зрения, но я готов отдать свою жизнь, чтобы ее могли выслушать", — отмечает он. — К сожалению, "европейскость" нашей власти проявляется только в словесной форме, а практика показывает, что природа и суть власти, несмотря на то, что поменялись партийные флаги, методы взаимоотношения с теми, кто имеет иную точку зрения, остались те же».