Стоимость продуктов продолжает расти ускоренными темпами. Ценники меняются все чаще, потребитель платит все больше. Некоторые товары дорожают в 12 раз быстрее, чем годом раньше, а эксперты предрекают 20-процентный рост цен на продовольствие в ближайшие шесть месяцев. При этом складывается парадоксальная ситуация — растут в цене не только импортные продукты, но и те, что производятся в РФ в больших объемах. Почему российские товары дорожают даже с учетом господдержки отечественных производителей, разбиралась «Лента.ру».
Больше месяца прошло с тех пор, как Россия ответила на западные санкции запретом на поставки некоторых продуктов. Под эмбарго попали мясо, рыба, молоко, овощи и фрукты из стран Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии. Почти сразу после этого тревогу забили магазины. Они пожаловались на то, что поставщики резко подняли цены на некоторые группы товаров. Затем и покупатели стали замечать, что ценники изменились — «санкционные» продукты начали неудержимо дорожать.
Потребители обратились в Общественную палату и Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Эти структуры зарегистрировали множество сигналов о росте цен. Так, по данным Общественной палаты, в некоторых торговых точках мясо подорожало сразу на 30-100 рублей, молоко на 15-22 рубля, сыр — на 55-200 рублей. Сильнее всего выросла в цене красная рыба — на 130-200 рублей. ФАС, в свою очередь, сообщила о более чем тысяче обращений граждан. Они пожаловались на то, что курятина подорожала на 23 процента, свинина — на 30 процентов, говядина — на 40 процентов.
Наконец, о тревожной ценовой ситуации свидетельствуют и данные официальной статистики. По информации Росстата, цены на попавшие под ограничения продукты в августе ускорили рост. В частности, в 12 раз ускорился рост стоимости курятины — в августе 2014 года она подорожала на 2,5 процента, в августе прошлого года — всего на 0,2 процента. Кроме того, в два раза ускорился рост цен на рыбу и морепродукты. С июля по август 2014 года они подорожали на 1,4 процента, за аналогичный период прошлого года — на 0,7 процента. Всего за неделю со 2 по 8 сентября мясо птицы подорожало на процент, свинина — на 0,8 процента, мороженая рыба — на 0,3 процента.
В таких условиях власти обращают все больше внимания на отечественного сельхозпроизводителя. Премьер-министр Дмитрий Медведев провел уже несколько совещаний по вопросам развития российского агропромышленного комплекса. Первые лица государства настроены оптимистично. Они полагают, что текущая ситуация — это шанс на дополнительный толчок к экономическому развитию. Если все планы будут реализованы, на полках супермаркетов появится еще больше российских товаров. Однако не факт, что это остановит рост цен.
Минсельхоз разработал умеренно-оптимистичный сценарий развития отрасли до 2020 года. С учетом необходимости в ускоренном импортозамещении отечественному агропрому требуются дополнительные вливания. Первоначально ведомство планировало запросить чуть более триллиона рублей, но потом планы скорректировали. «Подготовили, как мы это назвали, умеренно-оптимистический сценарий развития отрасли, предусматривающий дополнительный объем ресурсного обеспечения не триллион, а всего лишь 636 миллиардов рублей», — заявил на совещании с Медведевым министр сельского хозяйства Николай Федоров. Согласно этому сценарию, импорт мяса скота и птицы к 2020 году сократится с 2,5 до миллиона тонн, молока — с 10 до 6,6 миллиона тонн.
Замдиректора департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Владимир Азаров сообщил «Ленте.ру», что уже сейчас удалось достигнуть пороговых значений доктрины продовольственной безопасности по зерну (не менее 95 процентов зерна должно быть российским), картофелю (не менее 95 процентов), сахару (не менее 80 процентов) и растительному маслу (не менее 80 процентов). По мясу доктрину удастся выполнить в 2016-2017 годах, по молоку — к 2020 году, заявил господин Азаров. Напомним, что, согласно документу, в России должно производиться не менее 85 процентов своей мясной продукции и не менее 90 процентов — молочной.
В целом, Россия в состоянии обеспечивать себя продовольствием, а в магазинах много отечественных товаров. Представитель торговой сети «Ашан» Андрей Творогов подтвердил, что российская продукция занимает в ассортименте магазина 80-85 процентов. «Прямой продуктовый импорт составляет не более процента», — пояснил он «Ленте.ру». При этом господин Творогов отметил, что рост цен на некоторые товары в среднем составляет 10 процентов. Представитель «Ашана» подчеркнул, что повышение стоимости не всегда связано с санкциями. «Например, свинина дорожала еще до их введения», — прокомментировал он. Официальный представитель компании «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева в беседе с «Лентой.ру» сообщила, что подавляющее большинство товаров магазин покупает именно в России. «Мы фокусируемся на локальном производителе в каждом регионе», — заявила госпожа Токарева. Она добавила, что компания получает уведомления о росте закупочных цен как на импортную, так и на отечественную продукцию.
Складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, Россия приближается к тому, чтобы построить импортонезависимый агропром. Прилавки магазинов ломятся от наших товаров. Да, кое-где еще можно встретить итальянский прошутто или испанский хамон, но они и раньше были в меньшинстве, а теперь и вовсе исчезают. С другой стороны, рост цен коснулся не только импортных товаров, дорожают российские продукты.
Стоимость российских товаров оказалась под двойным давлением. Во-первых, существуют объективные факторы, которые нельзя игнорировать. Например, подорожавший корм, цена на который взлетела в три раза (по данным Института конъюнктуры аграрного рынка, с 3,7 до 11,2 тысячи рублей за тонну) из-за засухи 2011-2012 годов. Во-вторых, сегодня в цену закладывается спекулятивная составляющая. Для поставщиков настал золотой век, когда любое повышение стоимости можно обосновать санкциями. Если взять ту же курятину, то российские птицеводы наращивают предложение. Информационно-аналитическое агентство «ИМИТ» сообщает, что по итогам первого полугодия 2013 года доля отечественного мяса птицы на рынке достигла 87,3 процента. Но цены все равно растут.
Пагубно на ценах может сказаться и идея повального импортозамещения. Казалось бы, намерение благое. Но что из него может получиться? (Загибаем пальцы.) Первое — сокращение на рынке доли иностранных производителей. Это значит, что у отечественных фермеров пропадает мощнейший стимул, а именно конкуренция с зарубежными компаниями. Магазины остаются один на один с поставщиками, которые будут диктовать свои условия. Руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков подчеркивает, что ограничение конкуренции всегда приводит к росту цен и снижению качества продукции. «Я не говорю о том, что норвежская рыба или польские яблоки лучше наших — я убежден в обратном. Но норвежцы и поляки в отличие от нас могут предложить внешнему рынку оптимальное сочетание цены, качества, быстроты и простоты продуктовой логистики», — заявил он в беседе с «Лентой.ру» и добавил, что в ближайшие полгода цены на продукты могут вырасти на 20 процентов.
Второе — сокращающуюся долю импорта отдадут на откуп нашим новым партнерам, например КНР и странам Латинской Америки. В США или Европе более-менее налажен контроль качества продовольствия. Теперь же поставками в Россию займутся страны, у которых еще не сложилась должная репутация экспортеров. Напомним, что РФ отказалась от китайской свинины еще в 2002 году из-за того, что компании не предоставляли полную и достоверную информацию о распространении инфекционных заболеваний животных на территории КНР. Теперь запрет снят. Наконец, третье. В конечном счете российский потребитель будет поставлен в самую невыгодную позицию, которую только можно вообразить, поскольку за товары худшего качества ему придется отдавать все больше денег.
Впрочем, пока принимаемые меры — это борьба с симптомами болезни, а не с ней самой. Они не затрагивают глубинных проблем отрасли. ФАС возбуждает дела против поставщиков, вице-премьер Аркадий Дворкович одобряет меморандум о недопущении роста цен. В результате складывается впечатление, что власти просто хотят остановить рост цен знакомыми командно-административными методами.
Проблемы отрасли носят структурный характер. Их можно перечислить поименно. Дорогие кредиты, ставка по которым достигает 15-20 процентов. Высокие цены на бензин. В Польше, которая больше не поставляет нам яблоки, литр моторного топлива стоит 1,64 доллара (данные GlobalPetrolPrices на 15 сентября). Чтобы сравнить с российскими ценами, необходимо обратиться к паритету покупательской способности. По ППС получается, что поляки платят за литр бензина 31 рубль. В России, которая является крупнейшим нефтепроизводителем и поставщиком энергоносителей, топливо стоит дороже. Следует упомянуть и цены на электричество. По данным Евростата, в Польше киловатт-час стоит 6,5 рубля, в Москве же платят 4,5 рубля. При этом Польша зависима от внешних поставок электроэнергии.
Кроме того, не принимаются меры по развитию конкуренции на рынке. Например, ФАС стоило бы обратить внимание на так называемый полочный сбор, который часто оказывается разным для разных производителей. Также следовало бы уравнять доступ сельхозпроизводителей к логистическим мощностям и госсубсидиям. Другими словами, пока цены в магазинах стремительно растут, ни одна из системных проблем не решается.