Разгромное поражение ЦСКА в стартовом матче Лиги чемпионов с итальянской «Ромой» не стало уникальным событием для отечественного футбола. Его история знает немало еврокубковых матчей, в которых российским командам приходилось переживать горечь унижения. «Лента.ру» вспоминает пять знаковых игр, которые оставили особый след в памяти болельщиков.
В сезоне-1992/93 годов состоялся первый розыгрыш Лиги чемпионов. Одноименный кубок ушел в небытие, началась новая эпоха — больших денег и возможностей. Формат предусматривал два раунда плей-офф, по итогам которых формировались две группы по четыре команды. Победители групп сходились в финальном матче.
ЦСКА начал еврокубковую кампанию так, что, казалось, содрогнутся устои: скромный норвежский «Викингур» был пройден на одной ноге, а в 1/8 последнего чемпиона СССР ждала сама испанская «Барселона». 1:1 в Москве и феноменальные 3:2 в Испании сансационно вывели команду в групповой турнир, что стало неожиданностью не только для болельщиков, но и для клубного руководства. Армейские боссы не сумели договориться по поводу аренды стадиона в Москве, в результате чего все «домашние» матчи клубу пришлось проводить в Берлине.
В Марселе красно-синие попали под настоящий каток. С самого начала что-то пошло не так: пропущенный уже на пятой минуте мяч, хет-трик полузащитника Франка Созе —и список разгромов российских команд открыт. Оправдать армейцев может разве что тот факт, что «Марсель» в итоге и стал победителем дебютного розыгрыша ЛЧ.
Немецкий клуб не относился к грандам, а «Динамо», история побед которого еще не выцвела, считалось весьма крепкой командой. Руководил бело-голубыми по тем временам молодой, но уже очень перспективный наставник – Валерий Газзаев.
В тот день в ворота добротного голкипера Андрея Сметанина влетало все, что не должно было влетать. После пятого мяча стадион начал дружно скандировать «Айнтрахт», а Газзаев на послематчевой пресс-конференции заявил о своей отставке. К ответной игре команду готовил Адамаз Голодец, москвичи выиграли 2:1, но это было слабым утешением.
Помимо прочего, игра запомнилась красочным заголовком одной из молодых спортивных газет, назвавшей отчет о матче весьма емким глаголом «Айнтрахнули».
Владикавказ середины 90-х – это по российским меркам было очень серьезно. Завод-гигант «Исток», осетинский спирт, особая экономическая зона — все это позволяло «Алании» не испытывать проблем с финансами и нарушить монополию московского «Спартака» на чемпионство. Ходили упорные слухи о подковерных интригах владикавказцев, и только евросезон мог утереть нос завистникам.
Но первое же испытание шотландским грандом обернулось кошмаром. «Алания» выглядела жалко. Уступив в Глазго со счетом 1:3, дома осетины потерпели форменный разгром. После которого наставник команды Валерий Газзаев традиционно подал в отставку.
К слову, после вылета из розыгрыша Лиги чемпионов «Алания» не успокоилась и в следующем противостоянии, уже в рамках Кубка УЕФА, с треском провалилась в Бельгии, проиграв «Андерлехту» — 0:4.
Примечательна встреча тем, что именно она предопределила печальный рекорд, упоминание о котором гарантированно выводит из себя любого поклонника красно-белых: шесть поражений в шести матчах группы с общим счетом 1:18.
Сомнительное достижение москвичей долго было абсолютным антирекордом Лиги чемпионов, и только в позапрошлом розыгрыше динамовцы из Загреба сжалились над спартаковцами, установив новый «ориентир» – 2:22.
Этот разгром надо рассматривать в комплексе с ответным матчем в «Лужниках», где «Спартак» потерпел поражение, которое официально тоже относится к разгромным — 2:5. Красно-белые ничего не смогли противопоставить быстрым португальцам, при этом отметившись уникальным достижением первой встречи, в которой два брата-близнеца поразили и свои, и чужие ворота: Комбаров забил в нужные, а Кирилл отличился автоголом.