Заявление пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова о том, что виновным российского бизнесмена Владимира Евтушенкова может объявить только суд, вполне можно считать знаковым. «Абсолютно неверно и абсурдно пытаться окрасить эту историю в какой-либо политический цвет», — подчеркнул он. Резкое и категоричное заявление говорит о том, что Владимир Путин предпочтет остаться над схваткой, акцентируя, как и всегда, необходимость провести следствие в рамках закона.
Очевидно, что в такой ситуации, как арест, пусть и домашний, видного олигарха, внимание общественности будет приковано к позиции Владимира Путина. А президент как раз предпочел сразу довольно жестко донести свое мнение. Дословно его заявление, наверное, можно прочитать так: «Путин не будет вступаться за кого-либо и покрывать коррупцию и мошенничество, кто бы ни был ее действующим лицом. Но он внимательно проследит за тем, чтобы преследование обвиняемых происходило строго по правилам».
С одной стороны, это вселяет надежду в тех, кто не верит в причастность господина Евтушенкова к криминальной истории приватизации нефтяной компании «Башнефть» в бытность главой Башкирии Муртазы Рахимова. А с другой, это, пожалуй, не первая попытка со стороны государства отделить любые судебные разбирательства от исторически сложившейся практики давления на суд как со стороны отдельных чиновников, так и бизнеса. Но важно другое, а именно: весьма четкий сигнал от президента — неприкасаемых не существует. Рассуждая о перспективах, важно также не забывать и то, что Путин всегда в первую очередь руководствуется интересами страны. При этом предпочтений депутатам, олигархам или сыновьями региональных лидеров он явно не оказывает.
Дело в том, что Владимир Евтушенков — не единственное публичное лицо, попавшее под внимание следственных органов за последний год. Достаточно сказать, что за этот период были возбуждены уголовные дела против примерно двадцати депутатов разных уровней и даже членов Совета Федерации, со многих снят статус неприкосновенности. Четыре губернатора лишились своих должностей с формулировкой «утрата доверия президента». Что говорит о наличии подозрений в совершении противоправных действий. Однако принцип «неприкосновенных не существует» требует от государства наличия действительно независимой и справедливой судебной системы. В противном случае правоохранительные органы рискуют превратиться в репрессивный аппарат подавления со всеми вытекающими из этого последствиями. Пройти по этой тонкой грани и не свалиться ни в сторону безнаказанности, ни в сторону репрессий теперь, после ареста Владимира Евтушенкова, государству предстоит вместе с бизнесом. Тем более что обе стороны заинтересованы в этом в одинаковой степени.
«Проблема в том, что в России состояние, превышающее 1 миллиард долларов, — уже явление политическое. И происходящее с его обладателем обязательно воспринимается как политика. Но в данном случае я бы не стал делать политические выводы из ареста господина Евтушенкова», — пояснил «Ленте.ру» директор Центра либерально-консервативной политики Александр Казаков.
Сегодня юристы АФК «Система» подали жалобу на арест председателя Совета директоров корпорации Владимира Евтушенкова. В них они требуют признать незаконными действия следственных органов в отношении обвиняемого и требуют изменить ему избранную судом меру пресечения. Сейчас трудно прогнозировать, будет удовлетворена эта жалоба или нет. Однако обвинения в продаже компании по заниженной цене может перечеркнуть надежды юристов на положительное решение.
По данным источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, весомым козырем следователей может стать обвинение в продаже компании по искусственно заниженной в несколько раз цене. Напомним, что приватизация завершилась в 2003 году, акции оказались у компании «Башкирский капитал», фактически принадлежащей Уралу Рахимову. В 2005 году эта компания продала блокирующие пакеты предприятий Башкирского ТЭК «Системе» за 600 миллионов долларов. Оставшиеся доли оказались во владении благотворительных фондов — «Урал», «Агидель», «Инзер» и «Юрюзань». Впоследствии эти фонды были преобразованы в общества с ограниченной ответственностью. «Система» докупила пакеты акций «Башнефти» и других предприятий до контрольного в 2009 году.
Второе важное обвинение — отсутствие поступлений в республиканский бюджет. Как уже цитировала «Лента.ру» президента Башкирии Рустэма Хамитова, республика ничего не получила в 2003 году от продажи своей собственности. «Если от приватизации крупнейшего в стране нефтехимического комплекса бюджет республики не получает ни копейки, то это вызывает до сих пор и вызывало у меня, безусловно, озабоченность. Поэтому я считаю, что следствие разберется и решения и все процедуры будут выполнены справедливо, а в конечном итоге республика, может быть, получит то, что ей причитается в этой части», — говорил Хамитов. Ранее Министерство земельных и имущественных отношений Башкирии подало гражданский иск о компенсации на 209 миллиардов рублей.
Объективное разбирательство в этой запутанной истории необходимо теперь не только Владимиру Евтушенкову, купившему затем акции «Башнефти» у Рахимова-младшего. И не только государству, которому был нанесен ущерб, но и бизнесу. Без наведения порядка в приватизации государственной собственности говорить об улучшении бизнес-климата в стране не приходится. «Бизнес считает, что это вполне допустимо — пересматривать сделки, которые были проведены с явным нарушением закона», — говорил еще в 2007 году президент Российского союза промышленников (РСПП) и предпринимателей Александр Шохин. Накануне руководитель РСПП сообщил журналистам, что организация будет ходатайствовать перед президентом изменить меру пресечения арестованному предпринимателю. Он также не исключил, что вопрос об аресте Евтушенкова и его последствиях могут быть затронуты в ходе предстоящего 18 сентября заседания Госсовета.
Эксперты ожидают, тем не менее, принудительной политизации «процесса Евтушенкова». В условиях роста напряженности и эскалации санкций вполне логичным шагом для западного общественного мнения станет объявление дела главы АФК «Система» вторым «делом ЮКОСа». Впрочем, при таком развитии событий задача поиска союзников в этом направлении может стать для Владимира Евтушенкова естественным выбором.