Происшествия на дорогах все чаще перерастают в драки с использованием оружия. 13 сентября в Москве водитель разрешил конфликт тем, что выстрелил в ногу своему оппоненту, а затем и в машину с его женой и детьми. В июне в Петербурге перепалка на дороге переросла в драку с топором, а ранее в столице участника конфликта до смерти забили бейсбольной битой. Вызвать неадекватную реакцию у водителя может подрезавший его автомобиль, неправильная парковка и даже пешеход, недостаточно быстро переходящий дорогу. О том, что провоцирует россиян на агрессию, «Ленте.ру» рассказал завотделом медицинской психологии «Научного центра психического здоровья» РАМН Сергей Ениколопов.
«Лента.ру»: Почему водители так часто из-за мелочей хватаются за оружие?
Ениколопов: Потому что оно у них есть. Когда у человека есть оружие, он ведет себя более агрессивно и начинает его применять. Хотя, если бы его не было, может быть, в ход пошли монтировки. Но важно именно то, что человек с оружием ведет себя более агрессивно, чем человек без оружия. Человек становится агрессивнее, даже если в его поле зрения просто появляется оружие. Пистолет, топор, бита или монтировка не всегда должны лежать в машине. Если они там есть, значит, человек намеренно их туда положил.
Изменил бы ситуацию запрет на ношение оружия?
В таком случае кто-то будет незаконно покупать, кто-то будет обходиться битой и монтировкой. Монтировку и домкрат вы не запретите, биту кто хочет, тот и покупает. Хотя запрет огнестрельного и травматического оружия уменьшил бы агрессию.
Правда ли, что водители чаще разрешают конфликты при помощи оружия, чем пешеходы?
Исследований таких пока нет. Не ясно, это водители покупают оружие для того, чтобы защищать себя и свою машину, как они считают, или водители богаче пешеходов и поэтому могут позволить себе такую роскошь, как оружие. Но, действительно, пешеходы более миролюбивы.
Меняется ли поведение человека, когда он садится за руль?
Он чувствует себя более уверенно, самооценка у него повышается, часто он ведет себя более нагло. Особенно если машина большая, тяжелая, и он меряется своим престижем и достатком с окружающими. Огромное количество людей со страхами и тревогами начинают приобретать дорогие, тяжелые машины. Когда при московских пробках люди покупают машины, которые больше напоминают грузовики, — это не рациональный выбор. Это страхи, тревоги вылезают, а обратная сторона страхов и тревог — агрессия.
Кто чаще других подвержен таким всплескам агрессии?
Сложно сказать. Есть ситуативные факторы. Например, в жару агрессия проявляется чаще. Усталость, пробки, неприятности на работе... Всего вроде бы понемножку, а вместе может привести к взрыву.
Если оставить за скобками ситуативные факторы, в чем психологические причины агрессии?
Это защита своего «я». Грубо говоря, тварь я дрожащая или кто? Человек ощущает, что его не уважают. А на дороге это всегда очень заметно — и по маркам машин, и по отношению водителей друг к другу. Угроза самооценке, угроза своему представлению о себе провоцирует на насилие.
Такое поведение — это патология, или любой человек под влиянием перечисленных факторов может внезапно схватиться за оружие?
Не любой, но многие. Это не является патологией, это комбинация факторов. В Америке одна из форм наказания агрессивных водителей — отправить их на курсы управления гневом, которые есть при многих университетах.
Насколько они действенны?
Считается, что действенны, обратных материалов я не видел. Но знаю, что уже несколько лет в ряде штатов они существуют. Американская полиция не будет же просто так отправлять, эти курсы не принадлежат полиции, они университетские.
В России таких курсов нет?
Насколько я знаю, нет.
А нужны?
Курсы нужны, но для этого должна быть инфраструктура. Должны быть очень хорошие психологи, институты, свои исследования, потому что у нас есть свои проблемы, которые нас поражают. Должно быть взаимодействие ГАИ и каких-то психологических центров, чтобы оттуда им отвечали, что человек прошел курс. Американцы тоже не сразу это все создавали, но сейчас во всех больших городах есть хорошие университеты, куда людей отправляют.
Если однажды человек проявил агрессию на дороге, есть вероятность, что он и в дальнейшем будет решать дорожные споры с помощью оружия?
Да. И это задача уже для психологов — определять вероятность рисков.
На ваш взгляд, как нужно за такое поведение наказывать?
В рамках Уголовного кодекса. Разницы между водителем и просто человеком, который выхватил оружие, никакой нет.
Растет ли в последнее время уровень агрессивности россиян?
Нет. Сейчас не 90-е. Жизнь налаживается, она стала более структурированной. Огромное количество людей знают, где они работают, сколько они получают, как они живут. Чем более структурированная жизнь, тем она более налаженная, тем меньше преступлений.
Влияет на уровень агрессии негативный информационный фон?
Когда идет сообщение, что кого-то убили, люди слышат это по всем каналам. Убили одного человека, а кажется, что пять-шесть. Это влияет, кого-то такие новости могут подтолкнуть к насилию. Если же вы имеете в виду Украину, то это отдельная вещь. Она может вызвать агрессию только между собой: кто-то из-за позиции по Украине может поссориться, но сказать, что у нас из-за этого происходит рост преступности, нельзя.
Как заранее определить, что человек склонен к агрессии за рулем, например при прохождении медкомиссии у психиатра?
Это сложно. Пока нет методики, ни один психиатр на глаз это не определит. Более того, из-за этого может возрасти коррупционная составляющая. Один психиатр будет за деньги говорить, что кто-то кроткий, а другой — что агрессивный. Объективно, такие хорошие психологические методики должны разрабатываться специально.
А на дороге можно понять, что в соседней машине сидит потенциальный агрессор и с ним стоит быть аккуратнее?
Это субъективно, иногда чувствуется.
Если конфликт уже возник и человек схватился за оружие, что делать?
Бежать. Других вариантов тут нет.