В Германии появилась шариатская полиция, следящая на улицах за соблюдением законов Пророка. Все, как где-нибудь в Иране или странах Аравийского полуострова. Правоверный патруль в центре Европы — звучит дико, но лет сто назад нелепой посчитали и фразу «мечеть в немецком городке», ныне же таковых сотни, если не тысячи. Вполне закономерно, что вслед за появлением минаретов на Рейне там возникла и шариатская полиция.
Руки, впрочем, пока не отрубают и камнями не побивают, как это принято на Ближнем Востоке. Просто с наступлением сумерек группы крепких парней «патрулируют» улицы городка Вупперталь, и останавливают для чтения нотаций тех, кто был застигнут за употреблением алкоголя. Ни от кого исламские «дружинники» не прячутся — даже носят оранжевые накидки, как полицейские, но с надписью Shariah Police.
Не скрывается ни от кого, а, наоборот, гордо позирует на фотографиях (в отличие от прочих участников «патрулей», предпочитающих прятать свои лица) и их лидер — Абу Адам, он же Свен Лау, новообращенный мусульманин-салафит. Лау был пожарным, потом ощутил потребность в новой духовности, которую обрел в 1999 году почему-то в экзотическом и для Германии, и для большинства живущих в ней мусульман религиозном движении. Спустя некоторое время Абу Адам стал руководителем мечети и отделения салафитской организации с красноречивым названием «Приглашение в рай» в городе Мёнхенгладбах (земля Северный Рейн-Вестфалия), недалеко от Вупперталя. В декабре 2010 года полиция уже проводила обыски в помещениях, связанных с «Приглашением в рай» и еще одной радикальной исламской группировкой — «Центром исламской культуры в Бремене» — обвинив их в «стремлении создать исламскую теократию в Германии». Стражи конституции, как видим, не ошибались.
О сути салафизма говорит уже его название — салаф (на арабском «предшественники»), отсылающее к «эпохе праведных халифов», далекому VII веку. Представители этого течения ратуют за возврат к тем временам и «очищение» ислама от всех последующих «языческих» наслоений. Поэтому, например, салафиты — от Казахстана до Туниса — разрушают надгробия известных мусульман (включая могилу матери Пророка в Саудовской Аравии), считая почитание таких объектов идолопоклонством. Отрицание всех исторических и национальных составляющих ислама, вошедших в него за тысячу с лишним лет, отделяет салафитов от всех прочих мусульман, превращая в радикальный резерв «консервативной революции», стремящейся достичь несуществующего ныне состояния исламской уммы.
Неудивительно, что ряды этого движения в Германии состоят в значительной степени из немцев, ищущих альтернативу бюргерскому быту. В 1970-е годы они пошли бы в ряды левацких группировок. Сегодня же, когда таковых уже не осталось, образовавшуюся нишу для бунтарей и нонконформистов заполнил салафитский ислам. Выразительной в этом плане выглядит личность Бернхарда Фалька, одной из ключевых фигур, выражающей мнение радикальных мусульман Германии. Апологет известной террористической группировки RAF («Фракции Красной армии»), он стал одним из лидеров продолжавших ее дело боевых «Антиимпериалистических ячеек». «В первой половине девяностых, когда развалился Советский Союз, прекратила борьбу RAF, передо мной встал вопрос о смысле жизни, — рассказал недавно Фальк изданию «Русская планета». — Во время моего ареста в полицейской машине я услышал по радио об удачном теракте ХАМАС. Это стало для меня знаком, подтверждающим, что антиимпериалистическая борьба продолжается как борьба исламская». Вспомним, что и знаменитый террорист Карлос Шакал (Ильич Рамирес Санчес) в начале 1990-х принял ислам. «С 1994 года в документах организации («Антиимпериалистических ячеек» — прим. «Ленты.ру») красной нитью проходит тема солидарности с исламским сопротивлением, в первую очередь Палестины и Чечни», — говорит Фальк.
Многие немецкие салафиты в своем бунте против общества идут так далеко, что не просто создают собственные закрытые общины, но и уезжают жить в исламские страны. По данным Федерального ведомства по охране конституции, только в 2013 году таких «религиозных эмигрантов» было около шестидесяти. Это немало, если учесть, что общая численность салафитов в Германии — около четырех тысяч. В марте 2013 года журналист Der Spiegel посетил колонию, созданную немецкими салафитами в районе Мандара на севере Александрии. Этот египетский город хорошо известен как один из центров салафизма, чьи агрессивные представители не раз за последние годы поджигали местные христианские церкви. Свен Лау, как отметил журналист, регулярно посещает это египетское поселение своей паствы.
Надо отметить, что идеологию такого ухода из мира и религиозной эмиграции описал в своем фундаментальном труде «Вехи на пути» (1964) еще представитель радикального крыла «Братьев-мусульман» Саид Кутб. Все это, утверждал он, должно создать базу для последующей исламской революции. Сам до нее он не дожил (в 1966 году был казнен за участие в заговоре), но уже в 1971 году в Египте возникает группировка «Ат-такфир валь-хиджра» («Обвинение в неверии и уход от мира»), чей руководитель Шукри Мустафа был — как в этом году глава «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади — провозглашен своими соратниками новым халифом. «Халиф правоверных» призывал сторонников к переселению в «отдаленные места», все по Кутбу. Неудивительно, что уже в 1990-е годы Египет охватила кровавая война с радикальными исламистами, которые пытались вооруженным путем свергнуть президента Хосни Мубарака. Позже одна из этих группировок — «Исламский джихад» — станет местным филиалом «Аль-Каиды», а ее лидер Айман аз-Завахири — правой рукой и преемником Усамы бен Ладена.
Это закономерно. Как отмечает профессор Патрик Басцио из Университета Сальве Регина (штат Род-Айленд), американский исследователь радикального исламизма, в идейном плане «Саид Кутб ведет нас к Абдалле Аззаму (известный исламский теолог, в 1980-е годы ставший проповедником джихада в Афганистане — прим. «Ленты.ру»); Аззам ведет нас к Усаме бен Ладену; Усама бен Ладен ведет к Айману аз-Завахири».
В связи с этим можно указать на ряд интересных моментов. Например, что Вупперталь, где сейчас появились «шариатские патрули», граничит с городом Золинген, где в 2011-2012 годах действовала салафитская организация «Миллату Ибрахим». Создателем ее был Мохаммед Махмуд, отсидевший перед этим в 2007-2011 годах срок в австрийской тюрьме за создание интернет-ресурса «Глобальный исламский медиафронт», связанного с «Аль-Каидой». Вторым лицом в организации был Деннис Мамаду Кусперт, сын африканца и немки, более известный как ганста-рэпер Дезо Догг. В 2010 году он принял ислам, в мае 2012 года отметился в устроенных членами «Миллату Ибрахим» уличных беспорядках (из-за которых организация была запрещена), а в 2013 году «всплыл» в Сирии как вождь воевавшей там «Немецкой бригады Миллату Ибрахим». По одной из версий, Дезо Догг погиб в апреле этого года, по другой, которой придерживаются спецслужбы ФРГ, — по-прежнему воюет под руководством «халифа Ибрахима» (Абу-Бакра аль-Багдади).
Разумеется, на фронт джихада уехали не все немецкие салафиты, а всего лишь около 10 процентов. К тому же, в последние месяцы воевавшие в Сирии и Ираке джихадисты начали возвращаться домой. И кое-кто из них вполне мог взяться за наведение «исламского порядка» на улицах немецких городов.
Аналогичным образом дела обстоят и в других странах. Так, в Великобритании это уже признали серьезной проблемой для безопасности государства.
Впервые шариатские патрули появились в Лондоне в январе 2013 года. Скотленд-Ярд однозначно связал их с деятельностью запрещенной салафитской организации, известной под названиями «Аль-Мухаджирун» и Islam4UK. Вождь организации, Анжем Чаудхари, в свое время публично одобрил теракт 11 сентября 2001 года и призвал к введению законов шариата на всей территории Соединенного Королевства, а сейчас позиционирует себя как подданного «халифа Ибрагима». «Когда я говорил с ним на прошлой неделе, — писал 6 сентября в The Guardian журналист Эндрю Энтон, — он отрицал все обвинения по поводу зверств боевиков «Исламского государстве», одобрял использование ими казни через распятие и признал лидера «Исламского государства» Абу Бакр аль-Багдади «халифом всех мусульман и главы верующих». А ведь еще в 2012 году эксперты Международного центра радикализма и политического насилия отмечали: «Миллату Ибрахим» имеет тесные связи с группой британских экстремистов, известной как «Аль-Мухаджирун».
Член совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России профессор Александр Игнатенко в беседе с автором данной статьи констатировал, что «Аль-Мухаджирун» (Islam4UK), «Миллату Ибрахим» и подобные им организации, в названии которых обычно содержится Shariah4 («Шариат для» такой-то страны), являются местными авторизованными филиалами «Исламского государства», унаследовавшего эту зарубежную сеть от «Аль-Каиды», с функцией его агитационно-рекрутинговых центров.
Акции сторонников Чаудхари, такие как марш 13 декабря 2013 года в лондонском Ист-Энде с требованиями запрета продажи алкоголя в местных магазинах, несмотря на свою малочисленность, апеллируют к весьма широким кругам фундаменталистски настроенных мусульман-иммигрантов. Как сообщила 22 декабря 2013 года газета The Telegraph, в ряде магазинов сети Marks and Spencer продавцы-мусульмане отказываются пробивать на кассе покупателям свинину и алкоголь и что руководство сети даже выпустило инструкцию, в которой призывает столь ретивых ревнителей шариата в подобных случаях «в вежливой форме» просить покупателей «пройти на другую кассу». Так или иначе, но шариат стучит в двери британцев и немцев — уже не только в переносном смысле.