Парадоксы пикирующего авторынка

Несмотря на сокращение продаж, дилеры не спешат снижать цены на автомобили

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Продажи в автосалонах падают в течение всего года, дилеры из последних сил бьются за клиента... Однако при этом автомобили почему-то не становятся дешевле — наоборот, цены растут и будут расти, да и ставки по автокредитам повышаются.

Авторынком в России сейчас заправляет покупатель. Дилеры заманивают клиентов скидками и подарками, поскольку продажи новых автомобилей в стране уже почти год падают и склады затоварены. Производители настроены пессимистично и в ближайшее время повышения спроса не прогнозируют, а потому сокращают выпуск. Тем не менее ждать обвала цен на новые машины не приходится.

Падение продаж на российском авторынке не просто продолжается, а набирает скорость, отмечает Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России. По данным ассоциации, за первые восемь месяцев 2014 года новых машин в стране было продано на 217 тысяч меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Если в марте 2014 года в России продажи новых автомобилей были сопоставимы с показателями предыдущего года, то уже в июне спрос упал на 17 процентов по сравнению с прошлогодним значением, в июле — на 23 процента, а в августе обвал достиг впечатляющей цифры в 26 процентов, подсчитали в АЕБ.

Спрос на новые автомобили вернется к прошлогодним уровням не ранее 2016 года, прогнозирует Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers (PwC). И, по его мнению, только к 2017 году продажи новых автомобилей в России будут сравнимы с рекордом последних десяти лет, поставленным в 2012 году.

Цены вверх

Ситуация на авторынке наглядно иллюстрирует положение дел в российской экономике. Покупательная способность населения падает, а цены в автосалонах растут. В результате кто-то откладывает приобретение новой машины на потом, а кто-то снижает запросы и покупает подержанные авто.

«Российский автомобильный рынок продолжает испытывать на себе воздействие экономического спада и растущей политической напряженности, — комментирует Алексей Муханов, аналитик агентства «Автостат». — Усугубляют ситуацию повышающиеся ставки по кредитам и тот факт, что в 2014 году подошел срок смены автомобилей, купленных в 2009-2010 годах, когда рынок имел не самые высокие показатели».

После завершения в декабре 2013 года программы льготного автокредитования купить машину в кредит стало гораздо накладнее. «В этом году ставки по автокредитам выросли. Сегодня среднее значение составляет 15,5 процента годовых», — говорит начальник управления развития розничного бизнеса банка «Абсолют» Антон Павлов. С ним соглашается начальник управления по работе с партнерами ЮниКредит Банка Александр Мартынов: «В начале 2014 года произошел резкий скачок, а начиная с лета идет медленный рост, и сейчас все банки будут подтягивать свои ставки к общему знаменателю».

Не все машины одинаково продажны

Если в целом продажи новых автомобилей резко упали, то в отдельности по разным маркам ситуация различается. Автомобили Ford, к примеру, продаются на 57 процентов хуже, чем в августе 2013 года, Daewoo снизил показатель продаж на 55 процентов, Chevrolet — на 50, Opel — на 38, Volkswagen — на 34, Lada — на 32.

При этом, если брать показатели с начала года по август включительно, то у Nissan продажи по сравнению с 2013 годом выросли на 18 процентов, у Lexus и Porsche — на 17, у Mercedes — на 16, у Mazda — на 15, у Volvo — на 7, у Land Rover — на 5, а у Jeep — сразу на 79.

Наиболее значительное падение продаж отмечается в низшем ценовом сегменте — это Renault, Ford, General Motors, продукция АвтоВАЗа и наименее удачные недорогие корейские марки, которые не обновились в этом году, констатирует Иван Федяков, генеральный директор агентства INFOLine.

Абсолютно четко видно, что авторынок сегодня живет за счет покупателей дорогих машин. С одной стороны, люди с достатком выше среднего меньше страдают от ухудшения экономической ситуации в стране. С другой стороны, как раз финансовая нестабильность подталкивает население тратить сбережения в рублях на дорогие покупки, пока цены не выросли еще больше.

В то же время дешевые и бюджетные модели не пользуются спросом. Люди среднего достатка сейчас массово переключаются на покупку подержанных авто, предпочитая за те же деньги приобрести машину более высокого качества, пусть и не новую. Можно сказать, что в сознании потребителя сейчас происходит перелом, ведь в последние годы доминировало стремление покупать только новые автомобили.

Брать или не брать

Осень — время традиционной раздачи подарков в автосалонах. Повсюду можно видеть рекламу с обещаниями скидок, бонусов, дополнительных услуг. Казалось бы, в связи с тем что предложение намного превышает спрос, сейчас можно рассчитывать на повышенную щедрость продавцов. При этом плохие прогнозы по продажам новых автомобилей наводят на мысль, что потом цены могут стать еще ниже. Но эксперты советуют не обольщаться.

«Не стоит ждать грандиозных распродаж. Сейчас дилеры делают скидки на разные марки, будут и дальше предлагать скидки, но это не является следствием кризисных явлений, которые мы наблюдаем в экономике», — поясняет господин Федяков. Он отмечает, что это стандартная практика стимулирования спроса на модели уходящего года. По его мнению, в дальнейшем стоит ожидать не снижения, а роста цен на автомобили из-за падения курса рубля. А предложение и спрос уравновесятся, так как на следующий год автосалоны делают заказы уже с учетом падения продаж.

Подробнее на сайте «Рамблер-Финансы»