Библиотека
18:50, 22 сентября 2014

Окопное пальто История о том, как тренчкот перебрался из траншей Первой мировой войны в современные модные бутики

Алсу Гузаирова
Марлен Дитрих
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images / Fotobank

В результате Первой мировой войны изменились не только политическая карта и экономический строй европейских стран. Изменилась повседневная жизнь людей. И прежде всего, одежда. Мужчины перестали носить пальто-сюртуки, а женщины — корсеты и длинные юбки. На смену им пришли костюмы, платья и куртки почти современного вида. Причем, нередко вещи перекочевывали в гардеробы мирных обывателей непосредственно из окопов мировой войны. Одна из таких вещей — тренчкот, двубортный плащ из габардина, созданный английским модным домом Burberry более ста лет назад.

«Этот тренч носил мой дед, потом отец, а теперь ношу я…» — пишет молодой человек из Глазго. К другому письму приложена фотография потрясающе красивой девушки с подписью: «Это я — в бабушкином тренче». Я и сам ношу тренч, которому больше 60 лет. Когда-то он принадлежал моему деду, и я очень живо помню его в этом пальто…» — так рассказывает о тренчкоте Burberry главный дизайнер бренда Кристофер Бейли.

Уже не первый сезон тренчкот держится на пике мировой моды. Дом Burberry даже сделал фотопроект — Art of the trench, посвященный этой модели. Проект начался с того, что известные фотографы, такие как Кристофер Андерссон или Скотт Шуман, снимали людей, одетых в тренчи и выкладывали фото на сайте модного дома. Но затем обладатели габардиновых плащей подхватили эту идею, и теперь на страничке Art of the trench уже сотни тысяч людей всех возрастов из самых разных стран мира каждый день демонстрируют, как они носят плащ, в котором их прадеды воевали еще в Первую мировую войну.

У тренчкота длинная история. В 1823 году британский химик Чарльз Макинтош изобрел резиновый клей на базе каучука и сольвента (растворителя, получаемого из каменноугольного сырья). Во время опытов он случайно испачкал клеем рукав сюртука, а когда попытался отстирать, обнаружил, что ткань в этом месте отталкивает воду. На этом открытии Макинтош разбогател. В 1824 году он построил в Манчестере небольшой завод по производству прорезиненной ткани, из которой стал шить непромокаемые плащи. Плащи были серые, бесформенные и ужасно пахли. В жару они становились липкими, а в холод — жесткими, как фанера. Англичане насмешливо звали их «макинтошами». Но при этом неплохо покупали. Особенно популярны макинтоши были у кучеров, рыбаков, охотников и всех тех, кому приходилось подолгу мокнуть под нудным английским дождем.

Второе событие, приведшее к появлению тренча, произошло в 1880 году, когда другой англичанин, суконщик Томас Берберри изобрел габардин — плотную хлопчатобумажную ткань, у которой изнаночная сторона была гладкой, а лицевая — в диагональный рубчик. Такое переплетение нитей позволяло каплям воды скатываться, не впитываясь в материю. Плащи из габардина от Тома Берберри были легче и удобнее резиновых макинтошей, а потому сразу понравились военным. В конце XIX века британские офицеры по уставу должны были носить шерстяные мундиры ярких цветов, тем не менее они стали брать в походы неброские и непромокаемые плащи, в которых, если верить фотографиям того времени, и прошли всю и первую и вторую Англо-Бурские кампании.

В конце 90-х годов XIX столетия Томас Берберри разработал новую модель габардинового плаща, которую назвал Tielocken Coat. В отличие от первых плащей, которые были просто двубортными, tielocken был снабжен воротником, накладными карманами, эполетами (фр. épaulettes, буквально — «плечики»), для крепления погон, а также медными пряжками в виде буквы D на ремне — чтобы можно было носить карты. В самом начале XX века этот плащ прошел настоящее испытание на прочность. Именно в нем в 1910 году известный авиатор Клод Грехэм-Уайт менее чем за двадцать четыре часа перелетел из Лондона в Манчестер. А год спустя исследователь Руаль Амудсен достиг Южного полюса. Вся экипировка его команды была сшита из водонепроницаемого габардина. «Сердечное спасибо Burberry’s! — написал Амундсен по окончании экспедиции. — Мое пальто испытало долгое путешествие на санях. И выдержало!»

Однако настоящий звездный час Tielocken настал в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Томас Берберри стал официально поставлять одежду для британской армии. Прежде всего британское правительство переодело в Tielocken пехотных офицеров. Пехотинцы, мокнувшие в окопах во Франции, окрестили свои плащи trenchcoat, то есть, «окопное пальто». За ними в тренчи переоделись моряки и авиаторы. Один из ветеранов Первой мировой вспоминал такой случай: «Однажды на войне мой аэроплан попал в аварию, и я упал в Ла-Манш. На мне был тренч Burberry, и, чтобы спастись, мне пришлось его снять. Спустя неделю мне вернули тренчкот. Он плавал в море пять дней, тем не менее я хожу в нем до сих пор».

Но истинным лицом стиля тренч, стал конечно же, фельдмаршал лорд Горацио Китченер. В непромокаемом плаще он прошел едва ли не все войны британской империи конца XIX века: Египет, Судан, Южную Африку. С началом Первой мировой войны Китченер был назначен военным министром Британской империи. 5 июня 1916 года он отплыл с визитом в Россию на крейсере «Хэмпшир». Корабль подорвался на мине, установленной германской подводной лодкой U-75. Погибли почти все, находившиеся на борту крейсера «Хэмпшир», в том числе и сам Китченер. Как гласит легенда, в момент гибели фельдмаршал был как раз одет в свой Tielocken trench. Китченер был одним из самых влиятельных военных политиков своего времени и очень убедительным человеком. В Россию его послал Георг V, чтобы поддержать Николая II и удержать союзника в Антанте. Как знать, не погибни тогда фельдмаршал, может быть, и не отрекся бы в феврале 1917-го царь от престола, а Россия не стала бы искать сепаратного мира с Германией...

За годы Первой мировой войны дом Burberry изготовил для английской армии и флота около полумиллиона тренчкотов. Когда же в 1918 году война закончилась, тренч был снят с обмундирования. Остатки плащей Томас Берберри решил продать гражданскому населению. И не прогадал. На волне патриотизма солдатские плащи покупали не только мужчины, но и женщины.

В 20-е годы дамы носили тренч днем, подняв воротник и застегнув на все пуговицы, и даже вечером — небрежно накинув поверх нарядного платья. Чтобы угодить покупательницам, дом Burberry разработал женскую модель тренча и посадил все плащи на подкладку в бежевую, черную и красную клетку.

С тех пор тренчкот — легенда модной индустрии. Его носили Хемфри Богарт — в фильме «Касабланка» и Одри Хепберн — «В завтраке у Тиффани». Принц Чарльз и принцесса Диана фотографировались в тренчах во времена, когда еще были счастливыми молодоженами, а для Ромео, среднего сына Дэвида и Виктории Бэкхем, реклама детских плащей Burberry стала первой настоящей работой. Кстати, два года назад дом Burberry предложил новую услугу. Теперь традиционный ярлык на тренче можно заменить на железную табличку с фамилией владельца, вписав таким образом собственное имя в славную историю тренчкота.

< Назад в рубрику