Парламент Чечни обжаловал в Конституционном суде (КС) России запрет на работу в государственных органах гражданам, не прошедшим армейскую службу по призыву без законных на то оснований. По мнению чеченских депутатов, это нарушает права на равенство выбора профессии. Однако профильные ведомства настаивают: репутация чиновника должна быть безупречной.
Масштабного призыва в российскую армию в Чечне не было с 1992 года. Мотивы ограничения понятны: армии не нужны межэтнические конфликты.
С 2012 года в Чечне все же призывают граждан на военную службу. Призывной контингент республики превышает 80 тысяч человек, причем молодые люди сами стремятся служить в армии. В 46-й отдельной бригаде и в полку имени Ахмада Кадырова для призывников выделено лишь 150 мест, и конкурс достиг уровня 100 человек на место. Это была экспериментальная призывная кампания. В нынешний осенний призыв в Чечне намерены взять в армию 500 новобранцев.
Однако пока действовал мораторий на призыв чеченских граждан на военную службу, в законодательстве произошли некоторые изменения, которые, как счел парламент Чечни, затронули права жителей республики. Парламентарии обратились с запросом в Конституционный суд РФ.
Запрос парламента Чеченской Республики касается проверки конституционности одного из пунктов федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности службы по призыву». В 2013 году закон был дополнен пунктом, гласящим, что гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а тот, кто уже работает чиновником, не может находиться в этой должности, если он не прошел воинскую службу по призыву без законных на то оснований. Норма действует с января 2014 года.
Однако, как заявил на заседании суда депутат чеченского парламента Хамзат Дадаев, это нововведение нарушает принцип равенства всех перед законом, «ограничивает право граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор профессии, необоснованно ухудшает их положение».
Депутат Дадаев напомнил, что с юридической точки зрения важно еще и то, что по Конституции РФ судебная власть осуществляется только судом, и функции суда не могут быть переложены на другие органы, например, на призывные комиссии. Кроме того, в Уголовном кодексе РФ имеются статья 328, карающая за уклонение от несения военной службы, и статья 47, указывающая, в том числе, на лишение права занимать определенные должности как один из видов наказания. «Раз в Уголовном кодексе уже есть такое преступление и наказание за него, это самодостаточный факт. К тому же в статье 47-ой сказано, что лишить права занимать определенную должность можно на срок не свыше 20 лет», — заметил Дадаев, подчеркнув, что изменения в законодательстве теперь установили ответственность за уклонение от армии даже более жесткую, чем Уголовный кодекс (УК). По мнению чеченского парламента, нужно привести законы к общему знаменателю: наказывать всех уклонистов одинаково: или по УК, отправляя их под суд и лишая возможности занимать государственные посты на срок до 20 лет, или же лишая такого права пожизненно. А пока, по мнению заявителя, изменения в закон о службе в армии и Уголовный кодекс не соответствуют друг другу.
Поскольку в республике долгое время призыв на воинскую службу не проводился, жители Чечни ни от чего не уклонялись, заметил депутат. Однако именно сейчас, когда в республике призывают в армию, возникает опасность того, что гражданина, не отслужившего в армии, потом не посадят в чиновничье кресло. Дадаев подчеркнул, что парламент Чечни обратился в Конституционный суд в интересах всех молодых госслужащих России, а не только тех, кто живет на территории его республики.
Властные структуры не согласны с такими претензиями. Представитель Совета Федерации РФ в Конституционном суде Алексей Александров заметил, что защита отечества — это долг и обязанность гражданина РФ, он несет воинскую службу в соответствии с законом, и это важно, особенно в стране с такой огромной территорией и постоянно сложными международными отношениями. «Законодатель исходил из того, что с отношением к воинской службе формируется отношение к государственной гражданской службе в широком смысле этого слова. И трудно ждать от человека на государственной службе честности, если он уже проявил неуважение к государству, каким-то образом нарушив закон», — заявил Александров, имея в виду уклонение от службы в армии. Само по себе введение кадровых запретов согласуется с принципами функционирования госслужбы, считают в Совфеде, и это «не нарушает баланс частных и общественных интересов», ну и к тому же запрет не относится к тем, кто не служил в армии по законным причинам.
С этой позицией согласен и Михаил Кротов, представитель президента РФ в Конституционном суде. Он отметил, что цель новации — повысить престиж и значимость госслужбы. Вообще, госслужба, как один из специфических видов деятельности, предопределяет особый правовой статус, и на чиновников налагаются особые ограничения. «Государство вправе устанавливать запреты для чиновников», — отметил Кротов. От чиновников и представителей власти требуется, например, не допускать конфликтных ситуаций, не умалять авторитет государственных органов, иначе можно и поплатиться своим постом. А если выясняется, что чиновник уклоняется от службы в армии — или гражданин, претендующий на государственный пост, незаконно избежал призыва, — то в таком случае ни о какой работе в госорганах не может быть и речи. У чиновника должна быть безупречная репутация.
Аналогичные правовые нормы встречаются и в других государствах, к примеру, в Армении, Бразилии, Киргизии, заметил Кротов.
Вместе с тем, считает Михаил Кротов, возможны случаи, когда гражданин избежал службы не по своей вине, а по обстоятельствам, от него не зависящим. Военные комиссариаты, а не граждане несут ответственность за организацию призывных мероприятий. Гражданин не обязан являться в комиссариат без повестки, добровольно и по своей инициативе, подчеркнул полномочный представитель президента в КС. В этом случае при поступлении на госслужбу нельзя считать порочащим обстоятельством то, что гражданин не служил в армии.
В этом году весенний призыв ограничился 154 тысячами человек. Свыше этого показателя призыв не осуществлялся. Если гражданина не призвали из-за заполненности мест в армии, это тоже не его вина. Кстати, напомнил Кротов, правительство вообще намерено все больше заменять призывников контрактниками: к 2020 году новобранцев понадобится вдвое меньше, чем сегодня.
Представители власти в Конституционном суде обратили внимание на то, что хотя службу в российской армии сократили до одного года, это не уменьшило количество уклонистов: в 2013 году их насчиталось 205 тысяч человек. Но с позицией Дадаева о том, что всех уклоняющихся от армии нужно преследовать по Уголовному кодексу, они не согласны, поэтому и принимаются дополнительные законодательные акты, помогающие опосредованно налагать ответственность на тех, кто не пожелал встать в строй. И лишение уклонистов права занимать государственные посты — одно из таких опосредованных наказаний. А наличие санкции в Уголовном кодексе вовсе не означает, что в случае подобного нарушения закона все граждане поголовно должны подлежать уголовному преследованию. С этим согласна и представитель Генпрокуратуры в КС Татьяна Васильева. Она сообщила, что в 2013 году было зафиксировано 856 преступлений по статье за уклонение от воинской службы, а в этом — 528. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с общим количеством уклонистов, которых можно наказать и по Административному кодексу, а не сажать. Но Хамзат Дадаев считает, что правоохранительные органы, преследующие одного человека за уклонение от армии, а другого нет — это просто дискредитация власти.
Представители Генпрокуратуры, Минюста и Минобороны настаивают на том, что оспариваемая норма соответствует Конституции, хотя признают необходимость совершенствования законодательства. Дату вынесения постановления по жалобе парламента Чечни Конституционный суд объявит дополнительно.