Спорт
12:43, 25 сентября 2014

Миллиарды из «ящика» Сколько зарабатывают крупнейшие спортивные лиги мира на продаже телевизионных прав

Юрий Усынин
Фото: Kenzo Tribouillard / AFP

Американские спортивные функционеры в очередной раз щелкнули по носу российских, уверенных в убыточности отечественного рынка. Национальная баскетбольная ассоциация близка к продаже прав на трансляции двум компаниям — ESPN и Turner — на сумму почти в два миллиарда долларов. «Лента.ру» узнала, сколько стоит показ матчей самых популярных спортивных лиг мира, и сравнила их с российскими показателями.

Баскетбол

У НБА дела идут замечательно, несмотря ни на какие скандалы из-за расовой нетерпимости владельцев команд. Лига фиксирует стабильный рост телеаудитории по всему миру. А уж если на всю катушку будет задействован китайский рынок, на который ассоциация уже давно заглядывается, то доходы и вовсе возрастут до небес.

Телеканалы ESPN и Turner, восьмилетний контракт с которыми заканчивается в июне 2016 года, ежегодно пополняют счет лиги почти на миллиард долларов: 485 платят первые, 445 — вторые. При этом каждый из них горит желанием продолжить сотрудничество, за что готов раскошелиться на сумму, вдвое превышающую нынешнюю. О новой сделке, скорее всего, будет объявлено перед стартом грядущего сезона — 28 октября.

При этом команды могут и сами заключать соглашения с местными вещателями. К примеру, один из популярнейших клубов лиги — «Лос-Анджелес Лейкерс» — получает от кабельного оператора Time Warner Cable 110 миллионов в год.

Американский футбол

НФЛ — это самая успешная лига мира с коммерческой точки зрения. Американцы сходят с ума по своему любимому виду спорта, благодаря чему за один сезон на счет НФЛ поступает около 8,3 миллиардов долларов только от продажи прав на телетрансляцию. Учитывая, что команды проводят за сезон всего 17 матчей, путем нехитрых вычислений получается колоссальная цифра — стоимость трансляции одного тура составляет почти полмиллиарда долларов!

У Национальной футбольной лиги сразу четыре телекомпании-партнера — NBC, CBS, Fox и ESPN. Первые три в 2011 году заключили новые соглашения, по которым за 12 лет заплатят лиге 39 миллиардов. ESPN в том же году купила права на показ Monday Night Football (ночная игра) на ближайшие восемь лет за 15,2 миллиарда.

Самое интересное, что все эти деньги лига получает только от телевидения. При этом в НФЛ давно поняли, что могут также зарабатывать на провайдерах и мобильных операторах. «Жертвами» стали Direct TV и Verizon, ежегодно «отстегивающие» три четверти миллиарда каждый за трансляции матчей в сети и на мобильных устройствах.

Бейсбол

Еще одна любимая американская забава в последнее время сдает позиции. Шутка ли — небольшой концерт, прошедший перед стартовым матчем нового сезона НФЛ, посмотрело больше народу, чем первую игру последней Мировой серии бейсбола (МЛБ)!

Впрочем, бить тревогу бейсболистам пока рано. Более 1,1 миллиарда долларов в год лига получает от ESPN, Fox и TBS, контракты с которыми будут действовать до 2021 года. Плюс каждая команда имеет право продавать игры местным телекомпаниям — наиболее удачливым это дополнительно приносит под 100 миллионов за сезон. Тем, кому «повезло» играть в захолустном Кливленде или Цинциннатти перед пустыми трибунами, — не более десятка.

Хоккей

Отстающая по популярности Национальная хоккейная лига также не бедствует. Менее года назад НХЛ заключила соглашение с Rogers Communications на 12 лет, за которые получит от канадцев примерно 4,95 миллиарда долларов. Это самый большой контракт по продаже мультимедийных прав в истории НХЛ. И речь идет только о показе на территории Канады. Чуть ранее НХЛ связала себя «узами брака» с другим крупным гигантом — NBC. В 2011 году контракт на показ матчей на национальном телевидении в США был подписан на 2 миллиарда на 10 лет. В Европу, Африку и на Ближний Восток картинку поставляет Medge совместно с AMI. Североамериканские дельцы «развели» их на пятилетний договор общей стоимостью 125 миллионов.

Футбол

Главным игроком коммерческого рынка самого популярного спорта на планете является Английская премьер-лига. Качество картинки, графика, подача материала, в конце концов, уровень игры, приносят лиге немалый даже по североамериканским меркам доход — 4,6 миллиарда долларов. Купаться в деньгах руководителям АПЛ позволяют BT Group, BSkyB и вездесущий ESPN, осуществляющие ежегодный суммарный взнос в 1,6 миллиарда. В следующем году, когда соглашения подойдут к концу, можно ожидать нового взлета цен.

Итальянская Серия А пока отстает от англичан, но вскоре вырвется вперед — со следующего сезона начнет действовать шестилетний договор на 7 миллиарда. Расщедрился медиахолдинг Infront, перехвативший «игры гладиаторов» у Sky Italia и Mediaset. Таким образом, если с привлечением болельщиков на трибуны проблемы на Апеннинском полуострове остаются, то на телевидении футбол там по-прежнему незаменим.

Немецкая Бундеслига и французская Лига 1 могут похвастать суммами в пределах 770-800 миллионов за сезон, а главными игроками на этих рынках являются Sky Television и Canal+.

Испанская Примера, в отличие от других топовых чемпионатов, не имеет централизованного соглашения с телевизионщиками. «Хочешь жить — умей вертеться». Именно по такому принципу живут пиренейские клубы, каждый из которых должен сам продавать трансляции своих игр. Как нетрудно догадаться, «Реал», «Барселона» и с некоторым отставанием «Атлетико» на троих зарабатывают больше 17 других клубов чемпионата вместе взятых.

Россия

В отечественных реалиях цифры фигурируют совсем другие, но это и неудивительно, учитывая, что на спорте в стране никто толком не хочет или не умеет зарабатывать. В 2012 году Российская футбольная Премьер-лига подписала контракт с НТВ+ на 69 миллионов долларов за три года трансляций. По последним данным, с продлением соглашения, которое потеряет силу по истечении текущего сезона, есть серьезные проблемы — текущими условиями недовольны обе стороны.

Континентальная хоккейная лига пошла по пути НБА и в 2009 году открыла собственный телеканал. Также хоккей можно увидеть на каналах ВГТРК, с которым у КХЛ подписан интересный контракт: медиахолдинг вообще не платит лиге за показ матчей, зато рекламное время, имеющее место во время трансляции, отходит КХЛ.

Получается некий бартер, так как суммы выглядят сопоставимыми. В целом КХЛ транслируют примерно в 30 странах мира, а суммарный доход от телеправ составляет порядка 10 миллионов долларов. При этом продвижение продукта у КХЛ идет в разы активнее, чем у той же РФПЛ, и в самом ближайшем будущем это должно принести свои плоды.

Трансляция других видов спорта в России, за исключением бокса, который собирает кассу от силы 3-4 раза в год, осуществляется либо бесплатно, либо с доплатой со стороны клубов или федераций. Это в очередной раз подтверждает известную истину: спорт в нашей стране — хобби. И для простых людей, и для олигархов.

< Назад в рубрику