Сервис EatWith называет себя международным сообществом, объединяющим гостеприимных хозяев и их потенциальных гостей. Принцип похож на Airbnb, с той лишь разницей, что на EatWith хозяева предоставляют туристам не ночлег, а еду и общение. Сегодня сервис работает в 35 городах мира, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В каждом из этих городов практически в любой момент времени можно отправиться в гости к хостам. Хостами здесь называют тех самых хозяев, которые готовы приготовить для всех желающих тако, сварить борщ или испечь пахлаву.
Идея сервиса пришла к Гаю Михлину во время путешествия на Крит в 2010 году. Израильский предприниматель остановился в частном доме. За совместным ужином разговорился с хозяевами, и те признались, что им всегда интересно пообщаться с путешественниками. А разве путешественникам неинтересно пообщаться с местными жителями? Ведь только от них можно узнать, например, адреса недорогих заведений, где можно вкусно и недорого поужинать, или, наоборот, получить предупреждение о местах, где туристу лучше не показываться. Так родилась идея нового интернет-сервиса.
Вернувшись на родину, Михлин поделился бизнес-идей со своим другом и будущим партнером Шемером Шварцем. Спустя два года в Тель-Авиве была зарегистрирована компания EatWith. Получив недавно 8 миллионов долларов инвестиций, фирма перевела свою штаб-квартиру в Сан-Франциско — в США сервис сейчас развивается наиболее активно.
Ежедневно при участии EatWith проходит от 30 до 50 завтраков, обедов и ужинов по всему миру. С каждой такой трапезы сервис получает свою комиссию. Причем цену определяют сами хосты. Сервис лишь рекомендует им держаться в рамках от 30 до 50 долларов с гостя.
— В России благодаря EatWith проводится примерно один ужин в неделю. В летнее время немного больше, — говорит координатор сервиса в России Наталья Жикина.
Всего у нас в стране готовы встретить гостей семь хостов, двое в Санкт-Петербурге, остальные в Москве. Наталья Жикина рассказывает, что в регионах тоже находятся люди, выражающие желание присоединиться к EatWith, однако мешает их собственная неготовность принимать гостей и несоответствие требованиям сервиса.
— Формальных требований у нас немного. Нужно уметь готовить, красиво сервировать стол, быть приятным и гостеприимным человеком. Так как EatWith, в первую очередь, предназначен для туристов, то, конечно, обязательно знание английского языка, — объясняет Наталья.
По ее словам, планы по расширению сервиса в регионы есть, однако они тормозятся тем, что головной офис пока не рассматривает Россию как перспективный рынок.
Перед тем как начать зарабатывать деньги на туристах, хостам нужно провести тестовый ужин с командой проекта. Обычно Наталья Жикина приходит в гости не одна, а вместе с друзьями. Хозяев, к слову, тоже просят, по возможности, встречать гостей не в одиночестве, чтобы веселее было .
Помимо всего прочего, важную роль играет размер квартиры будущего хоста.
— У нас были просто прекрасные кандидаты, классные собеседники, отменные кулинары, — говорит Наталья. — Но, увы, они живут в маленьких квартирах и просто физически не могут принять больше одного-двух гостей. Мы же просим, чтобы хосты принимали по четыре-шесть человек.
Большие компании важны с финансовой точки зрения. При стоимости ужина в 30 долларов на человека компания из шести туристов за вечер принесет почти двести долларов. Если принимать только одного гостя, то могут просто не окупиться продукты.
— Бывает и обратная ситуация, — продолжает Наталья. — И человек гостеприимный, и квартира большая, но готовить для него — страшная запара. Это тоже нам не подходит.
Многие отказываются еще на первоначальном этапе. Регистрируются на сайте и пропадают. На письма администрации не отвечают. Или отвечают, но сообщить о том, что будут готовить и как встречать гостей, не в состоянии.
— Еще мы просим, чтобы хозяева делали хорошие, желательно профессиональные фотографии обстановки дома, еды. Если с этим возникают проблемы, можем сами найти фотографа.
Москва, десять минут от метро неспешным шагом. Типовая многоэтажка, каких сотни в каждом городе. В подъезде за последние лет тридцать, кажется, ничего не изменилось. Я иду в гости к Юле — хосту EatWith. Хозяйка встречает меня с телефоном в одной руке и прихватом для горячего во второй. Квартира недавно после ремонта, дорогие обои и несколько горшков с цветами на подоконниках.
На кухне Юля жарит блины сразу на двух сковородках. Вообще-то я планировал прийти к хозяйке на борщ, но Юля отказала — решила, что целую кастрюлю нам вдвоем никак не осилить. В итоге сошлись на блинах.
К блинам Юля уже успела приготовить начинку — обжаренное с луком мясо. На столе — морс, козий сыр, конфеты и зеленый чай. Посуда, думаю, вполне вписалась бы в интерьер неплохого ресторана. Хозяйка предлагает сидр, отказываюсь — приехал на машине.
— Чем вас так заинтересовал EatWith? — спрашиваю я.
— Я люблю готовить и люблю гостей. А сервис позволяет встречаться с интересными людьми, иностранцами. Можно провести вечер в очень хорошей компании.
— И немного заработать?
— С января, когда я провела свой первый прием, еще ничего не получила. То есть EatWith перевел мне деньги на PayPal, но они почему-то так и не дошли. Я, честно говоря, не разбиралась — жду, пока там накопится более-менее ощутимая сумма.
Юля окончила факультет психологии МГУ. У нее своя фирма, но работает она удаленно, так что может приготовить для гостей и ужин, и бранч.
Процесс оплаты на Eatwith устроен так: деньги поступают на счет сервиса, а уже потом, через сутки после ужина, EatWith переводит гонорар хосту на счет в PayPal. Гости могут рассчитываться не только через PayPal, но и пластиковой картой. В распоряжении хостов лишь американский платежный сервис.
Юля рассказывает, что в основном приходят туристы. Для них важно не столько знакомство с национальной кухней (Юля, например, угощает гостей еще и стейками с тартаром), сколько общение с местными жителями, которые могут рассказать о «секретных» местах города и выдать какие-то местные лайфхаки, например о том, когда закрывается та или иная станция метро или сколько на самом деле стоит поездка на такси по тому или иному маршруту.
— Ко мне в гости приходили артисты Цирка дю Солей. Правда, об этом я узнала позже, — смеется Юля. — Во время ужина они как-то не рассказывали о том, чем занимаются.
— Просят научить готовить, устроить мастер-класс?
— Обычно нет, ну и у меня, в общем-то, небольшая кухня, так что здесь мне комфортней одной. Но рецепты, бывает, спрашивают.
К чаю Юля подает вкусное печенье и рассказывает, что обычно, когда в гости приходит много народу, она накрывает стол в гостиной. После сытного обеда хозяйка в шутку предлагает мне вздремнуть.
— Почему так мало россиян готовы встречать гостей?
— Мне кажется, тут несколько причин. Многих, конечно, останавливает незнание английского языка, но главное, наверное то, что люди у нас боятся позвать к себе домой незнакомцев. Когда я про EatWith рассказывала своим друзьям, то они все говорили «Круто! Но я бы к себе не позвал».
— А действительно, не страшно?
— Ну, я же погуглила вас сначала, посмотрела профиль на Facebook, увидела общих знакомых.
— В ближайшее время мы начнем страховать наших хостов на время ужина, — говорит Наталья Жикина. — Это в основном связано с требованиями американского законодательства, но страховка будет действовать и для наших хостов в других странах.
— А вообще случались неприятности с хозяевами или гостями?
— Я о таких случаях не знаю. Единственный эксцесс, о котором мне рассказывали, когда я была в тель-авивском офисе компании, произошел в Испании. Там две девушки пришли в гости в белоснежных платьях, но случайно, как это бывает, пролили на них красное вино. Хозяйка порылась в своем гардеробе, нашла какие-то вещи и отдала их девушкам, не надеясь на возврат. На следующее утро курьер принес ей небольшой подарок от девушек и платья после химчистки.
— Хост может отказать гостю, если тот покажется ему ненадежным?
— Да, безусловно. У нас для того, чтобы зарегистрироваться на сайте нужно указать ссылку на свою страницу в Facebook. Это тоже своего рода страховка: хост видит, что интересует его гостя, что он публикует в социальных сетях.
Сегодня EatWith используют в основном туристы, пресытившиеся ресторанами и желающие поближе познакомиться с местными жителями. Это в первую очередь те, кто сами тщательно разрабатывают маршрут своего путешествия, караулят скидки на билеты, едут с восемью пересадками до нетуристических мест, а жилье подбирают через Airbnb или Couchsurfing. Для них сервис подходит идеально. Хосты вряд ли предложат блюда высокой авторской кухни (хотя среди них встречаются и профессиональные повара), зато займут разговором.
Выходя от Юли, думаю, что вряд ли снова решусь на такой опыт в Москве — мне, по счастью, хватает людей, с которыми можно провести вечер за ужином, но вот во время отпуска я, пожалуй, зайду к кому-нибудь в гости, например, к Саеко на суши или к Карлосу на тапас.