Бабетта все еще воюет

Брижит Бардо исполнилось 80 лет

Кадр из фильма «Бабетта идет на войну»

Нельзя сказать, что голая Брижит Бардо уникальна, но она первая продемонстрировала то, что до нее считалось запретным плодом. Выдающихся актерских данных у этой блондинки не было. Зато, помимо очарования молодости, присутствовали обаяние, женский шарм, раскованность, красивая грудь и модная прическа.

Своим появлением на экране Брижит Бардо оставила такой же неизгладимый след в сердцах изумленной европейской публики, как несколькими годами ранее Мэрилин Монро в Голливуде.

Ряд смелых кинематографических экспериментов во Франции и Италии в пятидесятые годы совершили переворот в умах консервативной Европы, которая ненадолго, но все же обскакала американцев по части раскрепощения. Это случилось благодаря внезапному появлению на экранах Старого Света плеяды невероятно привлекательных и сексуальных актрис. Лицами в кино удивить было трудно, и французы нащупали новую жилу — они просто раздели кинодиву догола.

После небывалого триумфа Мэрилин Монро французские и итальянские режиссеры начали подыскивать ей конкуренток у себя на родине. Продюсеров озадачил и заинтриговал нарождающийся термин «секс-символ». Поначалу в Италии дело пошло лучше: даже у Софи Лорен было несколько достойных соперниц, таких как Джина Лоллобриджида, а чуть позже Клаудиа Кардинале, мысленно раздеть которых мечтала вся мужская часть аудитории. Но итальянцы еще долго оставались под католическим прессом — максимум, на что они решались в середине прошлого века, подбивая своих звезд на смелые эксперименты, это надеть прозрачные пеньюары и продемонстрировать глубокие декольте. Да и за океаном обнаженную Мэрилин (в ранней юности) могли видеть лишь отдельные любители клубнички на страницах Playboy. Грудь Софи Лорен с экрана так никто и не увидел. А наша героиня с первых же шагов в кино показала прелести во всей красе, чем не столько шокировала, сколько очаровала взыскательную французскую, а затем и мировую общественность.

Нет, конечно, и до нее, и после на экранах появлялось много умопомрачительных красавиц, да и нельзя сказать, что голая Брижит уникальна по части экстерьера, но именно она первая открыла и легко продемонстрировала то, что до сих пор считалось запретным плодом. Никаких особых актерских данных у этой блондинки не было и в помине. Зато, помимо очарования молодости, присутствовало обаяние, женский шарм вкупе с раскованностью, высокая красивая грудь и модная прическа.

В 1952-м, когда 24-летний Роже Вадим встретил 18-летнюю фотомодель по имени Брижит, он работал журналистом в Paris Match и пописывал киносценарии. Спустя четыре года триумфальное появление Бардо в режиссерском дебюте Вадима «И Бог создал женщину» стало предвестником европейской сексуальной революции, а смазливую старлетку катапультировало на вершину театрального Олимпа. В те годы обнаженка еще не вошла в моду на экране и, ставший благодаря этому фильму знаменитым, обаятельный сердцеед, наполовину русский Роже Вадим (настоящая фамилия Племянников) произвел революцию в кино.

Надо заметить, у Вадима было удивительное чутье на актрис. Он был не только талантливым художником, но и благородным кавалером: любил артисток и последовательно женился на всех красавицах, которым давал путевку в жизнь. После Бардо была шведка Аннет Стройберг, затем Катрин Денев и, наконец, Джейн Фонда (правда, уже к тому времени звезда).

После развода с Вадимом, последовавшего на волне успеха его первой (теперь ясно, что самой знаменитой в карьере обоих) картины «И Бог создал женщину» (1956), Бардо начала много сниматься, менять любовников как перчатки, заделалась светской львицей и даже начала петь. Правда в ее копилке не так много известных картин, а мэтры вроде Жана-Люка Годара, снявшего с ней классическое «Презрение» (1963), и Луи Маля — «Вива, Мария!» (1965), однажды поработав с подобной фактурой так и не смогли сделать ее своей музой. К Брижит Бардо приклеилось амплуа инженю, и с возрастом это начало раздражать режиссеров. В 40 лет, переиграв со всеми знаменитостями того времени, сыграв в полсотне фильмов и спев около ста шлягеров, в том числе дуэтом со своим возлюбленным, великим Сержем Генсбуром, она покинула сцену.

Бардо так и осталась в памяти поколения самой знаменитой кинодивой эпохи битников и хиппи. Джон Леннон всю жизнь считал ее идеалом женской красоты. Из достижений юности в ее копилке также прическа «кислая капуста» — промежуточный вариант между высоким конским хвостом и бабеттой (названной по имени ее героини из комедии Кристиана Жака «Бабетта идет на войну»), а также купальник бикини, в котором она не побоялась появиться на Каннском фестивале; кроме того она ввела моду на суровый макияж и клетчатую одежду, когда накрасилась и нарядилась в розовое платье в клетку на своей свадьбе.

После ухода с большого экрана мадемуазель Бардо (французские актрисы пожизненно носят это обращение) активно занялась благотворительностью, организовав фонд защиты животных. В свои 80 она одиноко живет на ранчо вместе c собаками, кошками, кроликами, овцами, свиньями и лошадьми — всего у Брижит более сотни питомцев.

Ее причуды с возрастом стали сильно раздражать общественность: бывшая актриса подружилась с французскими националистами и многократно попадала на страницы скандальной прессы и даже в суд с антиисламскими выступлениями. По иронии судьбы звезда, некогда ставшая первой ласточкой сексуального раскрепощения, то и дело платит штрафы за открытое осуждение гомосексуализма и межрасовых браков, разжигание межнациональной розни и прочие нетолерантные с точки зрения современных европейцев высказывания. А поскольку магия кино внедрила в наше сознание образ смелой и прекрасной Бабетты, которой нечего скрывать, публика готова простить ей любые причуды.

Культура00:0514 ноября

«Убийство было модным, убийцы — популярными»

Для развала Российской империи взяточники сделали не меньше, чем заговорщики