Экономика
17:23, 2 октября 2014

Предельная осторожность Судьбоносных заявлений на форуме «Россия зовет!» не прозвучало

Дмитрий Мигунов
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Кризисная ситуация в экономике оказалась в центре внимания форума «Россия зовет!», прошедшего 2 октября в Москве. Политическая и экономическая элита страны осознает всю сложность положения, в котором находится страна. Поэтому преимущественно звучали тревожные предупреждения вкупе с заверениями, что курс в финансовой политике принципиально не изменится. Главным месседжем стал публичный отказ от введения контроля за движением капиталов, озвученный президентом Владимиром Путиным и председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной.

Большая часть конкретики на форуме касалась вопросов инфляции. Ожидания роста цен в стране сейчас исключительно сильны на фоне стремительного обвала курса рубля. Выяснилось, что никаких иллюзий по поводу замедления темпов инфляции власти не испытывают и не пытаются транслировать их вовне.

Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев честно признал, что предыдущий прогноз его ведомства об инфляции на уровне 7,5 процента не сбудется. 8 процентов ожидает и Банк России. С этим согласен и сам президент Путин, нечасто дающий прямые прогнозы. По его словам, цены в текущем году вырастут на 7,5-8 процентов.

Другая больная тема, о которой представители руководства страны предпочли высказаться прямо, — слухи о возможном применении Россией механизмов по контролю за движением капиталов. Ранее данные сведения, опубликованные агентством Bloomberg со ссылкой на неназванных чиновников, уже опроверг ЦБ. 2 октября это сделала во всеуслышание председатель регулятора Эльвира Набиуллина. Столь настойчивые заявления с высокой вероятностью свидетельствуют, что как минимум на ближайшее будущее таких планов нет.

Путин, кстати, подчеркнул, что и в целом «стратегические цели развития» России не изменятся. Зато поменяются средства их достижения. Правда, по большей части это коснется внешнеэкономических контактов, а не внутренней политики, верность которой еще раз подтвердили как президент, так и правительство с ЦБ. В частности, планируется ускорить переход на взаиморасчеты в национальных валютах в торговле с Китаем и «другими странами». Собственно, процесс уже пошел (другой вопрос — насколько далеко зайдет), так что и тут обошлось без сенсаций.

Чтобы система торговли в рублях и юанях заработала, нужно подписать межправительственное соглашение, заявил президент ВТБ Андрей Костин. Кроме того, аналогичные документы должны подписать российский ЦБ и Народный банк Китая. Сейчас на практике такой способ торговли опробовала «Газпром нефть», заключившая контракт о поставке нефти в КНР за рубли.

Куда более неожиданными стали слова Путина, что уже в 2014 году приватизируется часть госпакета в «крупных энергокомпаниях». Что за компании имелись в виду, понять сложно, но в любом случае предложение выглядит довольно странным. Индексы ММВБ и РТС находятся близ многолетних минимумов, и цены на акции большинства российских компаний запредельно низкие. Активы, что еще пару лет назад казались инвесторам лакомым кусочком, сейчас откровенно бросовые, даже несмотря на приличные фундаментальные показатели.

И если раньше стоимость этих активов выглядела необоснованной, то сейчас, из-за санкций, есть серьезные опасения за их перспективы. До полномасштабных ограничений на работу экспортных гигантов со стороны Европы и США дело не дошло. Но и меры, что приняты, серьезно затруднят их деятельность в обозримом будущем.

Помимо энергокомпаний Путин предложил провести IPO нескольких предприятий военно-промышленного комплекса. Опять же, без названий. По словам президента, необходимость приватизации вызвана тем, что значительная часть таких структур производит гражданскую продукцию. Как именно и где будут осуществляться размещения (приходят в голову разве что азиатские рынки), остается загадкой.

Среди подобных заявлений практически фрондой выглядело выступление президента Сбербанка Германа Грефа. Его слова «нельзя мотивировать людей, как в ГУЛАГе» намекали на нервозное состояние части бизнес-элиты в сложившейся ситуации. Дальше — больше. Греф также вспомнил книгу Егора Гайдара «Гибель империи», повторив тезис, что причиной распада СССР стала «потрясающая некомпетентность советского руководства, и в первую очередь в области экономики».

В общем, судьбоносным форум в Москве не назовешь. Тем не менее он показал глубокую обеспокоенность всех, принимающих решения в российской экономике. Равно как и нежелание что-то по-настоящему принципиально менять. Скорее, можно сделать вывод, что в Кремле и Белом доме ожидают отмены санкций со дня на день и возвращения, как говорят американцы, к business as usual — обычному положению дел.

< Назад в рубрику