В прокат выходят фильмы, которые к середине зимы явно начнут претендовать на «Оскар». Серьезная лента пока только одна — «Исчезнувшая», в остальном все как обычно: глуповатый ромком с Дэниелом Рэдклиффом, нестрашный ужастик с толпой неизвестных актеров, апокалиптическая притча с Николасом Кейджем, типичная вульгарная «русская комедия» и не менее типичная слезливая французская драма о любви.
В наше время шаблонов и ремейков, когда финал фильма можно угадать, лишь начав смотреть трейлер, Дэвид Финчер остается одним из тех авторов, сюжет фильмов которых лучше не знать до похода в кинотеатр. Спойлер помешал бы нам смотреть «Семь» и «Бойцовский клуб» так, как мы их смотрели, еще не зная финала. И не важно, что «Исчезнувшая» снята по популярной одноименной книге Джиллиан Флинн, которая сама же адаптировала роман для экранизации. Главный герой Ник Данн (Бен Аффлек) на протяжении фильма играет как бы несколько ролей — от горюющего мужа до исчадия ада и снова до жертвы — эти сюжетные повороты хорошо наблюдать впервые именно в кинозале.
В фильме несколько пластов, которые порой пересекаются, помогая понимать происходящее, а временами идут параллельно. Сюжет рассказывается последовательно то Ником, то его женой Эми, и эти две противоречащие одна другой версии «идеального» со стороны брака плюс сатира на брак и общество, где зрители, как в Древнем Риме, сидят перед телевизором и голосуют, помиловать героя или оставить в живых — именно то, что делает «Исчезнувшую» большим, чем добротный триллер. А таковым она, конечно, является.
В оригинале эта канадско-ирландская романтическая комедия называется What If?, а ее авторы и не скрывают, что пытались сделать бессмертную «Когда Гарри встретил Салли» для поколения нынешних 20-летних. Это вообще киноманское кино. Например, играющий главного героя Уоллеса Дэниел Рэдклифф смотрит с племянником «Нечто» Джона Карпентера, закрывая ему глаза на самых жутких моментах. Уоллес весь фильм притворяется, что отношения с Шантри (Зои Казан) у него исключительно платонические, но мы из того же «Когда Гарри встретил Салли» знаем, чем заканчиваются эти совместные походы в магазин за платьями и попойки на пляже по ночам. За комедию здесь отвечает Адам Драйвер из сериала «Девчонки» в роли лучшего друга, он же и его девушка отвечают за «красоту», потому что у Рэдклиффа и Казан для ромкома внешность, скажем мягко, нетипичная.
Если вы откроете любой список лучших фильмов ужасов в истории кино, то обнаружите, что первая десятка вся состоит из картин, снятых до середины 80-х. «Сияние», «Изгоняющий дьявола», «Ребенок Розмари» и другие до сих пор нравятся зрителям любого возраста, потому что в них помимо мастерски сделанного саспенса много внимания уделено психологии героев, прописанных так, что начинаешь им сочувствовать. В «Париже: Городе мертвых» все наоборот. Археологи, которые зачем-то полезли рыться в катакомбах французской столицы, настолько не интересны, что мечтаешь, чтобы их поскорее всех укокошил засевший там древний дух. Если авторы фильма этого и хотели, то они своего добились.
Грустный фильм о конце света, в котором Николас Кейдж отстраненно наблюдает, как люди исчезают сначала из летящего самолета, а потом и по всему миру. Британский режиссер Вик Армстронг долго работал каскадером и снял (21 год назад!) один фильм с Дольфом Лундгреном. Профессионально вырасти от дешевых боевиков до кино, которое смотрится как вторая часть «Знамения» пятилетней давности, — наверное, это называется «прогресс», но «Оставленные» рекомендован только самым преданным поклонникам Николаса Кейджа.
Если бы эти же шутки про секс и алкоголь, которые местами даже ничего, произносили, например, Сет Роген и Стив Карелл, это была бы очень смешная комедия. В исполнении Александра Реввы и Павла Деревянко те же ситуации смотрятся как очередной анекдот от Comedy Club, хотя правильное камео Олега Газманова получилось смешным, а сама идея того, что бывшая знаменитость после одной удачной дефибрилляции начинают чувствовать то же, что и сделавший ее застенчивый врач, — кладезь для шуток. Естественно, так как герои чувствуют все одинаково, влюбляются они в одну женщину, и тут появляется здравая мысль, что пора с этим безобразием заканчивать. И правда, пора.
Классик Андре Тешине снял то, что лучше всего получается у французов из поколения, снимавшего еще в 1960-х, — ностальгическую (действие происходит в 1970-х) драму про обреченную любовь и сожаления. Дочь владелицы казино в Ницце (Адель Энель) влюбляется в конкурента своей матери и предает ее ради трех миллионов и надежды на долгую счастливую жизнь с любимым. Катрин Денев, играющая мать, и Гийом Кане в роли жадного соблазнителя в одном кадре — это встреча старого великого французского кино с новым, вполне качественным, хотя и не таким великим.