Вчера Московский городской суд отклонил очередные ходатайства защиты и оставил мэра Ярославля Евгения Урлашова под стражей до 3 января 2015 года. Это последнее возможное по закону продление срока — после этой даты Урлашов должен быть либо осужден, либо выпущен на свободу. Во второе мало кто верит, а с первым есть проблемы — ряд лиц, начинавших дело Урлашова, теперь сидят сами — как, например, генерал Сугробов.
Вместе со сроком заключения потихоньку истекает и срок мэрства Урлашова — формально он по-прежнему глава Ярославля, хоть и временно отстраненный от исполнения обязанностей. Сам Урлашов, кстати, на заседании Мосгорсуда заявил, что дело в отношении него — провокация. «Я понимаю, что вам неудобно это признать, но вместо того чтобы пытаться развязать узел, давайте его разрубим. Пора выкинуть на помойку сфабрикованное дело», — сказал он.
Вернемся ненадолго в прошлое. Весна 2012 года, Ярославль. 44-летний депутат Ярославской городской думы с 2004 года, до 2011 года член партии «Единая Россия» Евгений Робертович Урлашов идет на выборы мэра областного центра. Кампания проводится под модным тогда лозунгом «Против жуликов и воров!». Кампания жестко оппозиционная — просто шок для всех старожилов политтехнологического цеха.
Затратив минимальные средства, ходя от двери к двери, Урлашов в первом туре получает более 40 процентов голосов избирателей. По поводу второго места разгорается нешуточный скандал — бывший вице-губернатор Вячеслав Блатов, баллотировавшийся от партии «Справедливая Россия», заявляет, что опережал единоросса Якова Якушева на 5-7 процентов, однако вторым к финишу пришел именно Якушев с 27,12 процентов.
Второй тур показывает совершенно фантастическую активность избирателей — на участки приходит почти половина жителей Ярославля. В итоге Урлашов побеждает единоросса Якушева с разгромным счетом 67 к 28. Кстати, именно он первым озвучивает модный нынче термин «русская весна» — только применительно к своей победе.
Заметим, что в праймериз кандидатов «Единой России» на пост мэра Ярославля участвовал и нынешний ярославский губернатор Сергей Ястребов. Праймериз он выиграл, но в выборах участия не принял — показав, с одной стороны, отношение к самому институту праймериз, а с другой — понадеявшись на своего однопартийца Якушева. Итог был предсказуем.
Оппозиционный мэр с самого начала вошел в жесткий клинч с новым губернатором Ярославской области, однако все козыри были на его стороне. Ястребова, в отличие Урлашова, назначили, а не выбирали. На нем висел груз имиджа «партии жуликов и воров», с которым он не торопился бороться. Кроме того, Урлашов приступил к очистке исторического центра города от расплодившихся ларьков, крышевавшихся различными криминальными группировками, что также не могло не радовать горожан.
Впрочем, стоит заметить, что победа не на шутку вскружила голову Евгению Робертовичу. За год с небольшим он в рамках «обмена опытом» объездил около десятка стран — причем, разумеется, за счет городского бюджета. Если визиты в города-побратимы Ярославля Пуату (Франция) и Кассель (Германия) воспринимались нормально, то посещение Тегерана, Палермо и поездка по Коста-Рике были встречены с нескрываемым удивлением. Город, находящийся в довольно сложной финансовой ситуации, никак не мог себе позволить подобный событийный туризм оппозиционного мэра.
«Дорвался», — это словечко в течение 2012-2013 годов часто звучало не только из уст чиновников и журналистов, но и горожан, искренне считавших, что голосовали против жуликов и воров. Но будем справедливы к Евгению Робертовичу. Вызвавший массу вопросов визит на Коста-Рику подарил Ярославлю целых два города-побратима — Сан-Рамон и Либерию. Не зря потрачены казенные средства, прямо скажем.
Тем удивительнее выглядела реакция жителей Ярославля на внезапный арест мэра в ночь на третье июля 2013 года. Вероятно, в свете вышеописанного предполагалось, что ярославцы и ярославны единогласно одобрят задержание казнокрада Урлашова. Однако вышло иначе.
На следующий день в городе появились граффити. Их стирали, закрашивали, но они возникали вновь — вплоть до осенних выборов в областную думу, на которых уже сидевший в тюрьме Урлашов формально возглавил список прохоровской «Гражданской платформы». Граффити крайне нервировали губернатора Ястребова и региональные власти в целом. Ибо гласили «Rememeber, remember 3th of July» (прямой отсыл к английской народной песенке «Remember, remember 5th of November», посвященной Пороховому заговору Гая Фокса). Прохоров, стоит отдать ему должное, своего ярославского коллегу в беде не бросил — собственно, последнее заседание Мосгорсуда проводилось по ходатайству Прохорова.
Само уголовное дело, по которому задержали Урлашова, было возбуждено по заявлению главы фирмы по уборке улиц «Радострой» и по совместительству депутата Ярославской облдумы единоросса Сергея Шмелева. Речь шла о вымогательстве 14 миллионов рублей из суммы, перечисленной «Радострою» в счет выполненных работ. Через два дня, 5 июля 2013 года, против Урлашова возбудили второе уголовное дело — по взятке от еще одного депутата Яргордумы Эдуарда Авдаляна, директора «Ярдорстроя».
Насколько обоснованны претензии Шмелева и Авдаляна — вопрос открытый, тем паче, что обвинений Урлашову до сих пор не предъявлено. Тем не менее оснований для того чтобы держать его под стражей, достаточно. Кроме того, в деле обнаружилось письмо ныне отбывающего тюремный срок генерала Сугробова в адрес ЭКЦ МВД с просьбой «об оказании содействия» в деле Урлашова.
Как бы то ни было, вопрос о руководстве Ярославлем стоит на повестке дня. Шаткая позиция Ястребова и его попадание в «список смертников» рейтинга фонда Костина означает, что любой политический деятель, претендующий на пост главы Ярославской области, обязан либо предъявить того, кто способен заменить Урлашова (и не уступает ему по харизме, как минимум), либо представить населению ясную схему реформы муниципального самоуправления, которая превратит должность мэра в анахронизм.
Ситуация усложняется и наличием серьезной оппозиционной фигуры в областном парламенте. Борис Немцов явно не собирается оставаться в стороне, а то, что вопрос руководства городом должен быть решен не позднее Нового года, очевидно уже всему региону. «Самарская» схема с отменой выборов мэра гарантированно даст всплеск протестных настроений. При всех претензиях к Урлашову его обоснованно считают «своим», «народным». Назначенного главу города совершенно точно воспримут в штыки. Кандидатуры же, сопоставимой с Урлашовым по популярности, пока не наблюдается. Как бы то ни было, эту проблему необходимо решать — и довольно срочно.