Россия
08:57, 8 октября 2014

Интеграция на небесах В постсоветском воздушном пространстве создается единая аэронавигационная система

Игорь Константинов
Диспетчерский пункт центра управления полетами
Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС

Семь стран бывшего СССР, разделенных границами на земле, готовы объединиться в небе. Процесс создания международной аэронавигационной службы (МАС) «Восток», декларированный более 10 лет назад, сдвинулся с мертвой точки. На завершившемся в Москве 29-м совместном совещании Координационного совета (КС) «Евразия» (объединяет национальных провайдеров аэронавигационного обслуживания) руководители ведомств из РФ, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана договорились о формировании общей структуры управления воздушным движением.

Большой Евразийский Союз, объединяющий большинство стран СНГ в экономическом, политическом и военном аспектах, рождается на небесах. «У нас общая цель — качественное аэронавигационное обслуживание и бесшовное воздушное пространство, — отметил в беседе с «Лентой.ру» генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» Игорь Моисеенко. — Одна только совместная работа по моделированию перспективной структуры воздушного пространства позволит ее реализовать».

Катализатор процесса создания МАС «Восток» — текущая политическая и экономическая конъюнктура. Из-за гражданской войны на Украине и позиции Евроконтроля по Крыму, чье небо эта организация отказывается признать юридически российским, сеть трасс, по которым летают воздушные суда в Европе и Азии, претерпела значительные изменения.
В частности, маршруты, проложенные в обход украинской и крымской воздушных зон, стали убыточными, значительно усложнилось управление воздушным движением сразу в нескольких европейских и азиатских регионах. В воздухе на отдельных направлениях возникли самые настоящие пробки, мало чем уступающие автомобильным заторам в часы пик на московских магистралях. Но, самое главное, из-за войны санкций между РФ и Западом может закрыться ряд трансвосточных и кроссполярных маршрутов, не имеющих разумной альтернативы для авиакомпаний многих стран.

Это подтолкнуло к пересмотру сложившейся структуры воздушного пространства над Евразией и поиску новых способов организации авиационного движения. Речь идет о принципиально ином, более эффективном и безопасном распределении и планировании транспортных потоков в небе. В частности, когда система заработает в полную силу, ситуации, подобные катастрофе направленного диспетчерами «Украэроруха» прямиком в зону боевых действий малайзийского боинга, станут абсолютно невозможны.

«Не умаляя своего суверенитета, страны — участники МАС «Восток» получают возможность наладить взаимный операционный обмен, значительно повышающий уровень информированности органов управления и организации воздушного движения об обстановке в воздухе», — говорит бывший заместитель генерального директора РГП «Казаэронавигация» Павел Козленко. По его словам, качество принимаемых в этих условиях решений будет отвечать требуемому ICAO уровню организации международного воздушного сообщения.

Помимо всего прочего, подчеркивает Козленко, кооперация сулит аэронавигационным предприятиям ряд экономических выгод — от оптимизации трафика и увеличения пропускной способности по воздушным судам до роста доходов от аэронавигационного обслуживания. При этом, констатирует эксперт, снизятся и эксплуатационные издержки авиаперевозчиков.

«Это по-настоящему "большая игра", ставка в которой — миллиарды рублей регулярной прибыли. В евразийских масштабах общие доходы при благоприятном развитии ситуации вполне могут быть сопоставимы с доходами от добычи некоторых видов полезных ископаемых. С той лишь разницей, что месторождения ископаемых не бездонны, а летать воздушные суда будут всегда», — констатирует Козленко.

Он добавляет, что самое интересное еще предстоит. Дело в том, что вся аэронавигационная инфраструктура носит двойное назначение: например, в российской «Госкорпорации по ОрВД» сейчас нет разделения на военных и гражданских авиадиспетчеров. Таким образом, создание интеграционной структуры в небе благоприятно скажется на обороноспособности стран-участниц. А в совсем недалекой перспективе позволит их военно-воздушным силам и силам ПВО еще и объединить свои потенциалы.

Завершить согласование позиций провайдеров АНО с авиационными властями планируется к концу марта 2015 года. А летом можно ожидать первых плодов консенсуса «небесных лоцманов» — вступят в строй отдельные структуры службы. Любопытно, что участники КС «Евразия» готовы заниматься воплощением в жизнь интеграционного мегапроекта сообща. Финансирование на первом этапе разумно осуществлять на паритетных началах, о чем уже достигнута предварительная договоренность.

< Назад в рубрику