От санкций экономика России недополучит от 1 до 1,5 процента ВВП, такое мнение высказал экс-министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин в передаче Владимира Познера, вышедшей на Первом канале от 6 октября 2014 года. В цифрах ущерб экономике выражается триллионом рублей в виде недополученной продукции и примерно 350 миллиардами рублей недополученных поступлений в бюджет.
Отвечая на вопрос Познера о курсе рубля, Алексей Кудрин ответил, что на нем сказывается отток капитала, спровоцированный усилением санкций. «Осенью в отношении пяти известных банков, а также крупнейших госкорпораций и нефтяных компаний был введен запрет на заимствования средств на мировых рынках. Это очень сильный удар, это означает, что в ближайший год банки и компании не просто не смогут заимствовать, им придется вернуть ранее взятые кредиты в размере 120 миллиардов долларов, и такую сумму придется возвращать ежегодно в течение нескольких лет. Это влияет на отток капитала», — сообщил Кудрин. Бывший министр финансов также отметил, что на курс рубля давят цены на нефть, и не исключил, что снижение нефтяных котировок является следствием договоренности между Америкой и ближневосточными странами. «Мы не можем сказать, что цена кем-то управляется, хотя такие версии есть. В условиях, когда Россия сильно зависит от цены на нефть, могут быть некие договоренности между, например, США и странами Ближнего Востока о том, что будет увеличена добыча нефти и будут удерживаться цены», — заявил Кудрин. Но, по его мнению, таким образом можно манипулировать ценами короткий срок, год, «потом они могут вырасти».
Гость Владимира Познера также раскритиковал качество государственного управления, не соответствующее «тем задачам и вызовам, которые сегодня возникают перед российской экономикой, нет консолидации, есть разнонаправленное движение отдельных министров». Кудрин подтвердил, что после ухода в отставку с поста министра финансов ему предлагали возглавить Центральный Банк. «Можно быть неплохим председателем ЦБ при плохой экономической политике или экономической политике, которая вызывает спад экономики, а не подъем. Но это странная работа, — объяснил Кудрин причину своего отказа. — Только ЦБ не может справиться с такими негативными тенденциями. С ними должно в первую очередь бороться правительство. А во вторую очередь — ЦБ».
Алексей Кудрин также подтвердил свою позицию относительно необходимости повышения пенсионного возраста. «Даже в сложных условиях санкций можно предпринимать шаги, улучшающие экономическую, предпринимательскую среду. Это структурные меры, одна из которых — повышение пенсионного возраста. Мы вошли в полосу, когда количество пенсионеров будет ежегодно расти, а количество работающих граждан — снижаться, и те налоги, которые они платят, будут распределяться среди все большего числа пенсионеров. В этих условиях сохранить пенсию на том же уровне уже невозможно», — сообщил Кудрин. Он также пояснил, что повышение планки не может произойти одномоментно. «Если возраст повышается на 5 лет, то переходный период займет 10 лет, это значит, что новые установки коснутся только тех, кто находится от пенсии на расстоянии 10 лет», — заявил Кудрин.
Отвечая на вопрос Познера о том, удобно ли ему находиться в меньшинстве, поскольку, согласно опросу «Левада-центра», большая часть населения считает, что «дела в стране в целом идут в правильном направлении», Кудрин ответил, что речь скорее идет об одобрении не экономического, а внешнеполитического курса страны. «Это ностальгия по былому величию Советского Союза, по его роли и позиционированию в мире, у многих сейчас эти чаяния реализуются в политике Путина. Мне кажется, это дает высокий рейтинг президенту и одобрение деятельности правительства, которое старается в целом выполнять этот курс», — заключил Кудрин.