Судя по тому, как продвигаются трехсторонние переговоры по газу между Россией, Украиной и Европой, зимой нас может ждать знакомая до боли история. Если найти компромисс не получится, газ начнет пропадать где-то между Россией и Европой. Понимая это, в Старом Свете задумались о новых поставщиках. Разлад в отношениях с Россией ситуацию только упростил — теперь еврочиновникам не было нужды объяснять, почему они внезапно воспылали теплыми чувствами к находящемуся под экономическими санкциями Ирану. Стоит ли «Газпрому» опасаться прихода на этот рынок конкурента, учитывая стремление Европы найти альтернативу российскому газу любой ценой?
О том, что Евросоюз рассматривает варианты импорта природного газа из Ирана, стало известно совсем недавно. СМИ сообщали, что в Брюсселе негласно готовятся договориться с Тегераном по поводу импорта, используя наметившееся улучшение отношений с Ираном и разлад с Россией, основным поставщиком газа в Европу.
Иран обладает вторыми по объему запасами газа в мире после России. Согласно ежегодному докладу World Oil and Gas Review, подготовленному итальянской энергетической компанией Eni, на долю Ирана приходится 16,7 процента мировых запасов голубого топлива. В этом смысле Иран —основной конкурент России на газовом рынке. Поэтому новости о переговорах с Тегераном обрадовали европейских противников «Газпрома», а кто-то даже решил, что пора сдувать пыль с канувшего в историю газопровода Nabucco. Ведь до возникновения у Ирана ядерных амбиций этот проект как раз и был рассчитан, помимо туркменского и азербайджанского, на иранский газ и обеспечивал бы экспорт голубого топлива в Европу помимо России. Но проект зашел в тупик, когда выяснилось, что мощностей Азербайджана недостаточно, Туркмения выбрала в покупатели Китай, а покупка газа у Ирана была невозможна из-за санкций.
На сей раз в Еврокомиссии оговорились, что поставки иранского газа будут возможны при выполнении двух условий. Во-первых, нужно снять с Ирана санкции и, во-вторых, построить газопровод. Эксперты отмечали, что Иран может к началу 2020-х поставлять в Европу 10-20 миллиардов кубометров газа в год.
Но в этой истории случился неожиданный поворот. В интервью телеканалу «Россия 1» президент Ирана Хасан Рухани заявил, что в случае отмены санкций Иран не сможет заменить Россию в качестве основного поставщика газа. «Как вы знаете, Иран является обладателем самых больших запасов газа. Но в добыче газа мы отстаем, и сначала думаем о внутренних потребностях нашей страны», — цитировали СМИ слова президента. Он заверил, что покупателей газа у Ирана много как на Западе, так и на Востоке, но этот газ «еще надо добыть».
Поэтому, подчеркнул он, «сегодня не те условия, при которых все думали, что если завтра Россия прекратит поставлять газ, то этот же самый газ поставит Иран». «Наше производство еще далеко от этого этапа», — заметил президент.
Он в некоторым смысле подвел черту под спекуляциями на тему российско-иранской сырьевой конкуренции, заявив, что Иран готов сотрудничать с Россией в том числе в газовой сфере. «Мы готовы во всех сферах вместе с Россией вести скоординированную деятельность», — подчеркнул президент Ирана. «Несколько лет мы прилагаем усилия к тому, чтобы страны, экспортирующие газ, смогли сотрудничать, — напомнил он. — Конкуренция не должна быть проблемной, она должна быть здоровой, конкуренция не должна делать так, чтобы прибыль была только у покупателя, а экспортеры несли ущерб». «Поэтому в вопросе о газе самый оптимальный путь — это сотрудничество и взаимодействие», — сказал Хасан Рухани.
Безусловно, эти заявления объясняются сложившейся геополитической ситуацией, в которой Ирану сейчас безопаснее и выгоднее поддерживать хорошие отношения с Россией. Между тем, еще в прошлом году неофициально сообщалось, что Тегеран вступил в переговоры с одной из стран Европы о поставке газа на сумму 25 миллиардов долларов. Исходя из цены «Газпрома» в 372 доллара за тысячу кубометров, можно заключить, что речь идет о более чем 60 миллиардах кубометров. Это вполне сопоставимо с мощностью «Южного потока» (63 миллиарда кубометров), строительству которого сейчас препятствует Еврокомиссия.
К тому же, Иран понимает, что в Брюсселе неожиданно сменили гнев на милость, рассчитывая не на немедленные поставки, а на эффектный «укол» в адрес России.
И все же, стоит ли «Газпрому», несмотря на нынешние дружеские заявления Ирана, опасаться того, что на европейском газовом рынке его позиции пошатнет более сговорчивый (или геополитически удобный) конкурент? Может ли таковым стать сам Иран?
Сначала немного о газовых позициях России. В докладе World Oil and Gas Review отмечается, что РФ занимает первое место по запасам природного газа в мире — в ее недрах сосредоточено 24,4 процента всех мировых запасов или 49,541 триллиона кубометров. По добыче природного газа Россия вторая после США — 19,2 процента от всей добычи в мире.
Что касается экспорта газа, то первое место в мире снова за Россией. По итогам 2013 года объем поставок за рубеж достиг 206,53 миллиарда кубометров, говорится в докладе. Это на 9 процентов больше, чем в 2012 году. Второе место в 2013-м занял как раз Иран, экспортировавший 128,08 миллиарда кубометров газа. Его продажи выросли на 1,7 процента.
Однако 90 процентов иранского газа идет в Турцию и, по мнению экспертов, рассчитывать на европейский рынок Тегеран сможет нескоро. «За то долгое время, которое в Иране действует режим санкций, газовая промышленность страны испытывает дефицит в передовых технологиях и современном оборудовании. Хотя Иран обладает колоссальными запасами газа, разрабатываются они крайне неэффективно. Коэффициент извлечения на иранских месторождениях уступает международным аналогам», — рассказал «Ленте.ру» старший консультант практики «Инфраструктура» консалтинговой группы «НЭО Центр» Михаил Товмасян.
Чтобы поставлять газ в Европу, Ирану необходим серьезный прирост добычи, что потребует значительных денежных затрат. Кроме того, действующий газопровод Тебриз — Анкара не позволяет поставлять большие объемы газа. Для присоединения Ирана к «Южному потоку» нужно решение стран-участниц проекта. А в условиях антииранских экономических санкций и судебных разбирательств «Газпрома» по поводу Третьего энергопакета, перспективы таких решений весьма туманны. К тому же, на руку «Газпрому» играет нестабильная ситуация на Ближнем Востоке, ставящая под сомнение надежность поставок газа из Ирана.
Помимо «Газпрома», на европейском рынке природного газа есть и другие продавцы. Ближние — Норвегия, Великобритания, Нидерланды, дальние — Алжир и Ливия. Но полностью заменить российское топливо, как неоднократно заявляла Норвегия, им не под силу, даже если нарастить объемы добычи. К тому же в 2013 году сама Норвегия, третий мировой поставщик этого вида топлива, снизила экспорт на 6,5 процента по сравнению с 2012 годом до 103,77 миллиарда кубометров. «Европейские чиновники очень хотят ослабить зависимость ЕС от российского газового гиганта, но на данный момент это практически нереально, поскольку за счет своей инфраструктуры "Газпром" обеспечивает низкий уровень цен по сравнению с теми же американскими поставками СПГ, за которые приходится конкурировать с азиатскими потребителями. А у тех зачастую нет альтернатив, и они готовы предлагать более высокие цены», — рассказал «Ленте.ру» руководитель аналитического отдела компании QB Finance Дмитрий Кипа.
По сравнению с обычным газом, СПГ (сжиженный природный газ) выигрывает в цене — тем более если он продается на спотовом рынке по краткосрочным контрактам, но по объемам потребления заметно уступает. Несмотря на развитую инфраструктуру по приему СПГ на территории ЕС и реализацию проектов в этой сфере, сегодня регион обеспечивает себя этим видом газа лишь на 15 процентов. Основная доля потребляемого СПГ опять же приходится на импорт — из России, Катара, Алжира. Так, в 2012 году объемы импорта составили почти 63 миллиарда кубометров, а загрузка мощностей не превысила 33 процентов.
Потенциальный продавец Европе СПГ и сланцевого газа — США. Но дешевые поставки СПГ из США приведут к его удорожанию на внутреннем рынке страны. А это ударит по местной промышленности, получающей сейчас за счет дешевого газа большое преимущество перед конкурентами. Американский сланцевый газ, по мнению экспертов, из-за дороговизны его добычи и доставки конкуренцию с традиционным пока не выдерживает.
Выходит, что пока альтернативы российскому газу на европейском рынке нет. В лице Ирана в ближайшей перспективе она тоже вряд ли появится. Даже если в будущем Иран сумеет существенно нарастить добычу, покупатели найдутся и среди стран, не участвующих в антииранских экономических санкциях. «В условиях роста экономики КНР и Индии лишний природный газ из Ирана всегда может рассчитывать на потребителей в странах АТР», — говорит аналитик управления инвестиционных операций «Ланта-Банка» Роман Ермаков. При благоприятном развитии двусторонних отношений излишки иранского газа мог бы покупать и «Газпром».
Но это отдаленные перспективы. Пока же среди основных рисков для российского монополиста эксперты называют продолжающийся экономический кризис, рецессию в Европе и, как следствие, падение спроса на газ, что уже наблюдалось. Сделать с этим что-либо пока вряд ли возможно. Газопровод в Китай построят еще нескоро, и данный вариант как альтернатива для роста поставок «Газпромом» не рассматривается. Временное избавление от этой проблемы способна принести разве что холодная зима.