«Коммуна» Спасательное судно, которое пережило «Титаник»
Своего рода гордостью Севастополя является «Коммуна», спасательное судно Черноморского флота. 17 ноября 2013 года его экипаж отпраздновал сто лет со дня спуска на воду. Сегодня «Коммуна» является старейшим судном в составе Военно-морского флота России и старейшим в мире, фактически, а не номинально, стоящим на вооружении. «Лента.ру» побывала на борту спасательного судна, осмотрела недавно прошедшую ремонт «Коммуну» и поговорила с ее капитаном Анатолием Ишиновым, уже 12 лет возглавляющим команду.
Следует отметить, что формально старейшим в мире кораблем, стоящим на вооружении, является американский трехмачтовый фрегат «Конститьюшн», спущенный на воду в 1797 году. Однако, в отличие от «Коммуны», он не принимает участия в выполнении каких-либо боевых задач и редко выходит в море.
Первым идею строительства судна — спасателя подводных лодок еще в 1909 году высказал командир субмарины Сибирской флотилии «Кефаль» Василий Меркушов. В докладной записке командованию он приводил в пример немецкое судно «Вулкан». Военное руководство идею Меркушова приняло, и уже к 1911 году был разработан проект спасателя, а в 1912 году началось строительство. Постройкой судна по схеме катамарана занимался Путиловский завод в Санкт-Петербурге.
В ноябре 1913 года новый спасатель подводных лодок был спущен на воду и получил имя «Волхов». В июле 1915 года судно вошло в состав флота Российской империи. Его водоизмещение составило 3,1 тысячи тонн при длине 96, ширине 18,6 и осадке 8,4 метра. Судно могло развивать скорость до 8,5 узла, а дальность его хода составляла около четырех тысяч миль. Собственного вооружения «Волхов» не получил. На борту судна установили системы подъема грузов массой до 80 тонн на левом корпусе катамарана и 30 тонн — на правом. В состав экипажа «Волхова» вошли 23 человека.
В настоящее время на «Коммуне» служит 41 человек из 45 предусмотренных штатом. Перед визитом в пресс-службе Черноморского флота нас предупредили, что экипаж судна в основном состоит из военных запаса, вышедших на пенсию: «Они все очень любят "Коммуну", почти с трепетом к ней относятся, капитан очень любит рассказывать истории про нее». Однако на судне служат и совсем молодые ребята, которые совсем недавно отпраздновали совершеннолетие. По словам капитана, отношение к ним почти отеческое: «Конечно, подсказываем, учим многому», — рассказывает Ишинов.
Изначально на судно-спасатель установили два шестицилиндровых дизельных двигателя мощностью 600 лошадиных сил каждый, произведенных рижским заводом «Фельзер». Позднее их заменили силовыми установками с аналогичными характеристиками Коломенского завода. Технические характеристики судна остаются практически неизменными и по сей день. «Волхов», получивший нынешнее имя «Коммуна» в 1922 году, изначально был приписан к Балтийскому флоту Российской империи (позднее Балтийскому флоту СССР). В 1967 году судно перешло в распоряжение Черноморского флота.
Впервые «Волхов» по прямому назначению был использован летом 1917 года. Тогда в Аландских шхерах во время учебного погружения с открытым люком затонула подводная лодка АГ-15 типа «Американский Голланд». Спасательные работы проводились во время сильного шторма. Подъем подлодки состоялся 16 (по новому стилю — 29) июня, после чего АГ-15 на протяжении месяца находилась в ремонте. К слову, ремонт осуществлялся силами экипажа «Волхова». Уже в сентябре 1917 года судно-спасатель подняло еще одну затонувшую подлодку — «Единорог» типа «Барс». В общей сложности за все время службы судно подняло из-под воды 154 различных объекта, включая английскую подводную лодку L55. Этот корабль после подъема с глубины 62 метров ступенчатым методом в 1928 году был отремонтирован и вошел в состав ВМФ СССР.
После начала Великой Отечественной войны «Коммуна» базировалась в Ленинграде, и с марта 1942 года экипаж судна работал на ладожской «Дороге жизни», использовавшейся для эвакуации жителей блокадного Ленинграда и доставки провизии в город. За время войны «Коммуна» подняла со дна четыре танка КВ, два трактора, 31 автомобиль, подводную лодку Щ-411, шхуны «Труд» и «Водолей-2», буксир «Аустра» и плавучую базу «Правда». Кроме того, на судне-спасателе во время войны прошли подготовку 159 водолазов. После победы «Коммуна» смогла пройти капитальный ремонт только в 1954 году, во время которого дизельные двигатели Коломенского завода заменили на силовые установки голландского производства.
В 1967 году «Коммуна» сменила базу с Кронштадта на Севастополь, выполнив переход с Балтики в Черное море вокруг Европы. В 1973 году спасателя переоборудовали в судно — носитель глубоководных аппаратов. Сегодня судно в составе Черноморского флота России по-прежнему используется в качестве спасателя с выходами в море и регулярно проходит доковые ремонты, промежутки между которыми становятся короче по мере старения «Коммуны». Например, во время спуска на воду толщина корпуса в носовой части составляла 16 миллиметров. Во время замеров в 2005 году выяснилось, что корпус, выполненный из путиловской стали, истончился до 14,9 миллиметра.
По словам капитана судна Анатолия Ишинова, в декабре 2013 года «Коммуна» встала на очередной доковый ремонт, завершившийся в марте 2014 года. В ближайшее время судно снова сможет выходить в море и участвовать в различных мероприятиях Черноморского флота. Интересно, что абсолютно все системы «Коммуны» до сих пор находятся в полностью рабочем состоянии. Долгое время справляться со своей задачей не могло только пианино, установленное на «Коммуну» еще при строительстве, но и его уже полностью отремонтировали.
Сегодня «Коммуна» обладает уже новым телеуправляемым подводным аппаратом Saab Seaeye Panther Plus шведского производства. Он позволяет проводить различные подводные работы, включая обследование объектов и резку металла, на глубине до тысячи метров, причем эта глубина ограничена лишь длиной троса. Подводный аппарат оснащен четырьмя видеокамерами и парой манипуляторов, при помощи которых можно осуществлять захват объекта, устанавливать радиомаяки, перекусывать или резать различные металлические конструкции. Panther Plus имеет десять двигателей, обеспечивающих аппарату высокую маневренность.
Как ожидается, в ближайшее время должно завершиться оформление документов после докового периода, после чего судно-спасатель продолжит участвовать в различных мероприятиях Черноморского флота. На нем также будет осуществляться подготовка операторов автономных подводных необитаемых аппаратов — наравне с Panther Plus на «Коммуне» установлено и тренажерное оборудование.