Россия
08:56, 14 октября 2014

Парковка для резидента «Лента.ру» сравнила парковочные разрешения в Москве и других столицах

Игорь Кармазин
Фото: Павел Кассин / «Коммерсантъ»

С 9 октября принимаются заявления на резидентную парковку в новой платной зоне. С 25 декабря деньги за стоянку будут брать на 454 улицах в пределах Третьего транспортного кольца. «Мы решили напомнить о парковочных разрешениях, чтобы в конце декабря за ними не выстраивались очереди», — объясняют в пресс-службе ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства». «Лента.ру» изучила международный опыт выдачи таких разрешений.

Резидентное парковочное разрешение в Москве можно получить в любом многофункциональном центре (МФЦ). Для этого необходимо прописаться в доме, расположенном в зоне платной парковки, или снимать там жилье по договору социального или служебного найма. Кроме того, у владельца машины не должно быть непогашенных штрафов.

Разрешение действует в течение года с момента выдачи. Его владельцы могут бесплатно оставлять машину в зоне платной парковки ночью, с 20:00 до 8:00. Для круглосуточной льготной парковки придется вносить годовую плату в размере 3000 рублей. Резидентное разрешение можно использовать в пределах того района Москвы, где живет его владелец.

Платная парковка в Москве вышла за Садовое кольцо в августе. Тогда процедура получения разрешения вызвала немало нареканий. «Извещение о том, что на нашей улице будет платная парковка, пришло в конце июля, — рассказывает житель Шмитовского проезда Вячеслав Товарный. — Два дня мы с женой собирали документы. Принесли их в ближайший МФЦ. Однако бумаги у нас не приняли. Сотрудница центра заявила, что программа "висит", помочь нам не смогли и в других МФЦ. При этом паркомат почему-то не "завис", его установили точно в срок». «Видимо, из-за таких эпизодов сейчас оформление организовали заранее, чтобы избежать конфликтных ситуаций, ведь далеко не все в Москве готовы платить деньги за парковку», — предполагает он.

В большинстве мировых мегаполисов платная стоянка давно считается нормой. Например, в Лондоне въезд в центр города стоит порядка 700 рублей, а час парковки — до 300 рублей.

Конечно, у собственного дома припарковаться жителям английской столицы проще, но и здесь есть проблемы. Во-первых, далеко не факт, что вообще удастся найти место для автомобиля. Парковка предусмотрена далеко не везде. А если речь идет о жилых комплексах формата car free housing, то вообще предполагается, что жители таких домов передвигаются исключительно на общественном транспорте или велосипеде.

Парковка в подземных гаражах обходится в 50-100 фунтов (3-6 тысяч рублей) в месяц. Для постоянной парковки у дома надо приобрести разрешение — resident parking permit. Обычно их покупают на год, и стоимость зависит от района и автомобиля. Парковки для резидентов помечены специальной табличкой, на которой указано время, когда парковка разрешена только для местных жителей. Годовые талоны выдают в муниципалитете. Для этого надо представить регистрационный документ автомобиля и квитанцию об уплате местных налогов, которая служит подтверждением резидентства (в Британии не существует прописки).

Цена талона зависит от района. В центральном Вестминстере — 141 фунт для машин с объемом двигателя более 1,2 литра и 100 фунтов для менее мощных автомобилей. Мотоциклистам разрешение обойдется в 50 фунтов. В окраинных районах цены скромнее. В Гринвиче, например, объем двигателя не имеет значения. Годовая парковка на магистральной улице здесь обойдется в 92 фунта, а в тихом переулке — только 57. В одном из самых неблагополучных районов Лондона — Ньюхэме — одно разрешение на семью дадут бесплатно, а за второе надо заплатить 70 фунтов. С таким талоном резиденты могут без дополнительной платы оставлять машину на любой парковке района. Но в другом районе талон не поможет.

В столице Нидерландов, Амстердаме, парковка одна из самых дорогих в мире. Город плохо приспособлен для машин — повсюду вода. Главный транспорт — велосипед: на восемьсот тысяч горожан приходится полмиллиона велосипедов, автомобилей почти в два раза меньше. В среднем час парковки в городе стоит 4-5 евро, но в центре может быть в разы выше. Плата взимается с 09:00 до 00:00 все семь дней в неделю, особых льгот-скидок нет.

Есть три варианта обзавестись парковкой по месту жительства. Можно получить резидентское разрешение, арендовать гараж или купить себе парковочное место, цена которого начинается от 40 000 евро.

Резидентное разрешение на парковку стоит 150 евро в год. Если в доме есть подземный гараж, то права на разрешение автомобилист не имеет. Надо покупать место именно в гараже. Кроме того, даже за деньги резидентное разрешение приобрести проблематично — очередь на несколько лет. Общее количество разрешений не превышает 10 процентов всех парковочных мест в городе. Парковаться по разрешению можно только в своем районе, на другие части города оно не распространяется.

В столице Японии Токио с проблемой обилия машин столкнулись одними из первых. Сейчас каждый житель города должен перед покупкой автомобиля заранее обеспечить себе парковочное место. Для приобретения машины необходимо предъявить свидетельство о собственности или договор аренды места на охраняемой круглосуточной парковке.

Во дворе в центре Токио аренда парковочного места стоит около 500 долларов в месяц. Важно не только наличие места, но и его размер. В полицию необходимо предоставить чертеж парковки. Там не разрешат купить внедорожник, если парковка окажется слишком мала. Все парковки размечены, около каждого места установлена табличка с именем владельца.

На таком фоне московские нововведения не выглядят особенно людоедскими, правда и в борьбе с пробками (а это изначальная цель) не очень помогают. Чиновники теперь предпочитают рассуждать не о ликвидации заторов, а об «улучшении организации дорожного движения». В российской столице до сих пор слабо развит наземный общественный транспорт, места для строительства дорог в центре города просто нет.

«В пределах Третьего транспортного кольца к вопросу ввода платной парковки надо подходить гораздо более дифференцированно, чем к территориям внутри Садового кольца, — говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко. — Ни в коем случае нельзя вводить плату в жилых кварталах, во дворах жилых домов. А в деловых районах взимать плату за парковку, по-моему, логично. Для начала должна быть минимальная цена. Потом можно играть с ценой в зависимости от первых результатов».

Городские власти уверяют, что в жилых кварталах и во дворах стоянка автомобилей останется бесплатной. Тариф в зоне платной парковки составит 40 рублей в час. Однако в недрах московского правительства циркулируют слухи о том, что цена достаточно быстро повысится. В частности, заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов отметил в одном из интервью, что о повышении цены попросили муниципальные депутаты.

< Назад в рубрику