Сказать о Нобелевской премии по экономике, что она самая престижная, — это не сказать ничего. Тут не просто знак качества. Оказаться в компании американцев Пола Самуэльсона, Саймона Кузнеца, Василия Леонтьева, советского экономиста Леонида Канторовича, итальянца Франко Модильяни и француза Мориса Алле мечтает каждый, кто посвятил свою жизнь этой противоречивой науке. Француз Жан Тироль стал 45-м лауреатом этой премии.
Научный руководитель Института экономики промышленности Университета социальных наук, расположенного во французской Тулузе, Жан Тироль давно известен не только в Европе, но и в США и в России. Трудно сказать, кто он больше — экономист или инженер. Его научная деятельность, которой он занимается с начала 1980-х, посвящена не столь любимым многими экономистами теоретическим изысканиям в области макроэкономики или статистики. Его всегда интересовал сектор, который в России почему-то принято называть реальным. Хотя отчего те же финансовые услуги считать нереальными — большая загадка.
Жан Тироль работал научным сотрудником во французской Национальной школе мостов и дорог, помимо университета в Тулузе преподает в Массачусетском технологическом институте. Том самом, который российское правительство привлекает для создания отечественного инновационного парка «Сколково». Экономика инноваций — это про него. И тот факт, что о его книге «Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности» Нобелевский комитет вспомнил лишь через 26 лет после ее издания, говорит не о близорукости комитета, а о дальновидности ученого.
Труд Жана Тироля, опубликованный в 1988 году, не сразу покорил специалистов. И понятно почему. Свою работу Жан Тироль обнародовал в период роста мировой экономики. В такие времена технические инновации играют важную роль в конкурентной борьбе между бизнесменами, но редко вызывают большой интерес экономистов-теоретиков.
Про освоение новых технологий Жан Тироль говорит в третьей части своей книги, там, где анализирует поведение фирм в условиях олигополий и увеличивающейся вследствие этого цены выхода на рынок. А вот первые две части книги посвящены различным подходам к максимизации прибыли и возникающему в результате феномену монопольного поведения. Причем во всех его проявлениях — от проблем качества продуктов и их рекламы, дискриминации поставщиков и до статистического исследования динамической ценовой конкуренции.
«Отсутствие регулирования на таких рынках часто приводит к социально нежелательным результатам — немотивированному росту цен или сохранению на рынке компаний, которые выживают, блокируя выход на рынок более эффективных конкурентов. Меры регулирования или конкурентной политики должны быть тщательно адаптированы к условиям каждой конкретной отрасли», — пишет ученый.
Так что, если кто-то из завзятых отечественных критиканов и решит назвать Жана Тироля либералом, он вряд ли ошибется. Проблема только в том, что в отличие от отечественной традиции, в европейском и в американском сообществах экономистов принята несколько иная система координат. И либералы, и консерваторы не спорят об основах рыночной экономики. Разница в том, что первые считают регулирование необходимым, а вторые — не всегда оправданным.
«Мы пытались понять, в чем должно заключаться антимонопольное регулирование. В частности, в инфраструктурных отраслях. Нам нужна конкуренция, но в таких отраслях ее добиться непросто», — заметил Тироль на состоявшейся в понедельник пресс-конференции.
Всего авторству Жана Тироля принадлежит более 100 научных работ. Он — соавтор нескольких учебников, по которым сегодня учатся студенты во Франции, США и Великобритании. Многие из его монографий признаны классическими и без Нобелевской премии. А книга «Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности» переведена на русский язык еще в 2000 году. Так что каждый может ее прочитать. И вынести для себя что-то полезное.