С самых первых дней антитеррористической операции украинских военных на востоке страны и с самого начала формирования многочисленных и хорошо вооруженных добровольческих батальонов территориальной обороны киевскому руководству предрекали серьезные трудности в налаживании диалога с военными после окончания боевых действий. Война с самопровозглашенными республиками на Донбассе еще не кончилась, но власти страны уже неоднократно сталкивались с проявлениями недовольства среди военнослужащих. До сих пор их претензии были связаны с плохой организацией и дурным командованием самой антитеррористической операции, но события 13 октября в Киеве показали, что кое-кому уже просто надоело служить.
И речь в данном случае идет не о добровольцах, которые считаются наименее подконтрольными центральной власти, а солдатах-срочниках из рядов Национальной гвардии, сформированной на основе внутренних войск МВД Украины. Она была создана в начале марта этого года, и тогда же ее возглавил генерал-полковник милиции Степан Полторак, ныне ставший министром обороны страны.
В понедельник более трехсот бойцов Нацгвардии, расквартированных в части в Новых Петровцах под Киевом, заперли своих офицеров в хозпомещениях и отправились в украинскую столицу митинговать под здание администрации президента. Акция не родилась на пустом месте – до этого срочники уже четыре дня требовали, чтобы им выплатили долги по денежному содержанию, выдали зимнюю форму и экипировку и обращались с ними «как с людьми, а не со скотом». Однако основным требованием, выдвинутым к президенту Петру Порошенко, была именно демобилизация – военнослужащие утверждали, что вместо положенного года они отслужили уже полтора, но дембеля им так и не обещали.
Возможно, бунт военных спровоцировало заявление Петра Порошенко, которое он сделал в прошлую субботу. По словам украинского президента, демобилизация для солдат-срочников, которые были призваны в прошлом году, отложена на неопределенное время. «Военнослужащие срочной службы не должны принимать участие в антитеррористической операции, кроме случаев Национальной гвардии, поскольку в них призыв не останавливался. Как только будет первая волна демобилизации, они под нее попадут. Сейчас пока возможности для демобилизации в условиях де-факто военных действий нет», — подчеркнул президент.
Любопытно, что первым СМИ, написавшем о бунте солдат, стало издание «Зеркало недели», главный редактор которого Юлия Мостовая является супругой экс-министра обороны Анатолия Гриценко. Последний сейчас идет на парламентские выборы со своей партией «Гражданская позиция» и, судя по рейтингам, в Верховную Раду проходит. Не исключено, что имея свою фракцию в парламенте, Гриценко попытается или получить под контроль Министерство обороны или через работу профильных парламентских комитетов влиять на весь силовой блок. В этой ситуации недовольство простых военнослужащих своими командирами, пусть речь и идет о Нацгвардии, играет ему на руку.
Но вернемся к взбунтовавшимся гвардейцам, которые, несмотря на увещевание офицеров, сумевших выбраться из запертых помещений, все же добрались до Банковой улицы в Киеве, куда по такому случаю были стянуты усиленные наряды милиции и автозаки. У администрации президента были замечены также бойцы добровольческих батальонов «Айдар» и «Азов», не поддержавшие требования митингующих. Они пытались пробудить лозунгами патриотический дух гвардейцев, но те на все лозунги «Слава Украине» отвечали только требованиями скорейшего дембеля. Сил срочникам придавали и родители, пришедшие на митинг со своими сыновьями.
Командир «Азова» Андрей Билецкий, комментируя митинг на Банковой, назвал его фарсом. «Под администрацией президента — отвратительный фарс. Это куча крыс. Они знают, что в военное время они не могут быть демобилизованы», — заявил комбат. В свою очередь командир другого батальона — «Донбасс» — Семен Семенченко связал митинг гвардейцев с приближающимися парламентскими выборами. «Чем ближе к выборам тем больше странных "совпадений" . Сегодняшнее пикетирование АП не желающими служить... И суммы озвученной зарплаты "до 9000 грн.".... Командующего Нацгвардией вносят на министра обороны и в этот же день выходят срочники в трех городах. Совпадение?», — написал Семенченко на своей странице в Facebook.
О каких трех городах упоминал комбат, не совсем понятно — помимо Киева аналогичное выступление имело место только в Харькове. Там до 60 солдат-срочников воинской части 3017 Нацгвардии также покинули казармы и пришли с вещами на площадь Свободы перед местной облгосадминистрацией с требованием демобилизовать их в связи с окончанием срока службы. Помитинговав до темноты, солдаты вернулись в часть. В Киеве в итоге все тоже завершилось мирно, но только после переговоров, в которых приняли участие командование Нацгвардии в лице Полторака и главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Поначалу они лишь призывали митингующих не поддаваться на провокации и разойтись, но потом все же были вынуждены пойти на уступки.
В итоге была достигнута договоренность, что солдаты-срочники Нацгвардии, находящиеся на службе сверх установленного срока, получат премию, а зарплата всем остальным будет выдана 15-го октября. Матиос также изъявил желание отправиться вместе с солдатами в расположение частей и разобраться по существу с возникшими претензиями. По словам прокурора, бойцы рассказали о давлении со стороны старших офицеров и о том, что их не пускали в увольнение. Обращение срочников к президенту, как рассказали родители военнослужащих, было зарегистрировано в администрации президента, и его рассмотрение ожидается в ближайшее время.
По оценке бывшего секретаря Совбеза Украины Андрея Парубия, никаких гвардейцев на митинге на Банковой не было. «То, что под администрацией президента — это не национальная гвардия, а ВВ. Национальная гвардия — это добровольцы из Самообороны Майдана, которые просили побыстрее отправить их на фронт, на передовую, а не демобилизовать», — считает он. Из других комментариев пользователей соцсетей можно сделать вывод, что митинговавшие накануне в Киеве — это те самые бойцы ВВ, которые еще восемь месяцев назад противостояли людям на Майдане, то есть бойцы «гвардии Януковича». Отношения между ними и солдатами добровольческих батальонов все последние месяцы оставляли желать лучшего, тем более что при прежней власти вэвэшники находились на привилегированном положении, чего сейчас нет.
Оценку действиям своих подчиненных и даже их родителям дал и министр внутренних дел Арсен Аваков. «Стыд — то самое малое, на что подвигли вчера родители солдат-срочников. Несколько часов кричалок слова Дембель превратили этих ребят, большинство из которых прошли бои, из уважаемых воинов — в молодых людей, за которых стыдно. Будет. Все будет. И отпуск, и дембель, и позор. Будут ответы по расследованию», — пригрозил министр.
Пока гвардейцы ждут у себя в Новых Петровцах решения вышестоящих инстанций, в Киеве проходит массовое мероприятие с участием уже добровольческих батальонов — «Азов» и «Сич». Вместе с националистами из «Свободы» и ветеранами Украинской повстанческой армии они участвуют в марше в поддержку решения о признании воинов УПА героями Украины и запрещении коммунистической идеологии в стране. И, если вспомнить о том, что на предстоящих выборах в Раду баллотируются едва не все известные добровольческие командиры, то, похоже, политическая активность пришлась по душе украинским военным.