Спорт
18:22, 14 октября 2014

«С помощью кулаков ничего не добьешься» О незаметных помощниках, охраняющих лицо болельщика на стадионе

Анастасия Пешкова
Фото: Родион Балак

Для большинства болельщиков поход на футбол — отдых. Для стюардов футбольная арена — место работы. Их задача — обеспечить максимальный комфорт и безопасность посетителей матча. О специфике одной из новых и незаметных профессий в мире современного спорта «Ленте.ру» рассказал руководитель контрольно-распорядительной службы московского «Локомотива» Родион Балак.

«Лента.ру»: Родион, начнем с самого главного: кто такие стюарды и что входит в их основные функции?

Родион Балак: Это специально обученные люди. Стюарды следят за рассадкой болельщиков на стадионе, контролируют соблюдение правил поведения зрителями. В случае появления внештатной ситуации, они готовы оперативно на нее среагировать, решить вопрос быстро и качественно. Их основная задача — создание максимально комфортных условий для пришедших посмотреть футбол. Стюард — это лицо стадиона, и первый помощник болельщика.

Я пришел на стадион. Чем конкретно стюард может мне помочь?

Для начала он поможет занять место, найти его. В перерыве объяснит, где можно перекусить, где находится туалет. При необходимости окажет медицинскую помощь.

Как вообще стюардинг появился? С чего все начиналось?

В какой-то степени стадион «Локомотив» стал колыбелью стюардинга в России. Впервые об этом начали говорить в 2005 году. В те годы клуб постоянно играл в европейских турнирах, и его представители на выездных матчах видели работу людей в желтых манишках. Тогда и пришла идея об организации такой же службы на собственном стадионе, ведь в те времена все вопросы во время матчей решала только милиция, чья деятельность постоянно вызывала нарекания со стороны болельщиков. Я был обычным студентом МИИТа, председателем студенческого совета. К нам приехали представители службы безопасности «Локомотива» и предложили организовать службу стюардов.

Не боялись отправляться на работу, сопряженную с немалым риском? На стадионе ведь и по физиономии получить можно.

Прежде чем устроиться на работу, я несколько раз приезжал на стадион, изучал условия, служебные обязанности и меры безопасности. В 90-е поход на футбольный матч у людей действительно ассоциировался с риском для здоровья — летающие кресла, массовые драки, файера. На первоначальном этапе мы много говорили: представители клуба провели подробную экскурсию, показали рабочие места, очертили линии ответственности. Мне понравилась атмосфера на стадионе, условия труда, отношение к сотрудникам. Вместе с тем, за свою работу мы получали небольшие, но деньги, а это важный момент для любого студента. Сначала я работал один, потом нас стало десять, чуть позже уже 50. Сейчас количество стюардов, регулярно работающих на матчах «Локомотива», насчитывает чуть больше 1000 человек.

Как искали пути мотивации для привлечения молодежи?

Еще до выхода на работу я предложил приравнять эту деятельность к студенческой практике. Согласитесь, что не все знают, куда себя деть в этот период. Во всяком случае так бывает у ряда студентов юридических факультетов. И они нам идеально подходят, ведь все сферы нашей жизнедеятельности пропитаны теми или иными нормативно-правовыми отношениями. На стадионе это отношения между зрителем и клубом, между зрителем и стюардом. Первыми стюардами были учащиеся Юридического института МИИТа, затем к нам присоединились студенты и других институтов. На одном из ученых советов я предложил создать студенческий отряд контролеров безопасности: ребята получали зачет по практике, деньги и бесценный опыт. Так в нашей стране по крупицам зародилось понятие «стюардинг». Жаль, что сейчас МИИТ с нами уже не сотрудничает. Раньше все было иначе — ребята из железнодорожного вуза работали в железнодорожном клубе. В этом был некий символизм.

Допустим, человек захотел стать стюардом, что для этого нужно?

Желание и интерес. Любознательному человеку легко нас найти. У нас есть свой сайт, наши объявления висят на информационных стендах в московских вузах, общежитиях и соцсетях. В них указаны телефоны, по которым можно узнать всю подробную информацию о работе стюардом. Кто имеет желание, всегда найдет возможность.

Какие категории граждан устраиваются на работу стюардом?

Чаще всего студенты. Им удобно совмещать работу с учебой. Вы же знаете, какие сейчас стипендии в вузах. Хорошо, если три-четыре тысячи рублей. А наши ребята за пять часов работы могут заработать от 900 рублей. Я всегда позиционировал стюардинг как социальный проект, благодаря которому студенты могут заработать, пройти практику, применить полученные в вузе знания, а также научиться работать с людьми.

Сколько времени проходит с момента обращения человека в вашу организацию до его выхода на трибуну?

Все кандидаты должны пройти собеседование и заполнить анкету. Нам важно узнать, зачем человеку это нужно, с какой целью он пришел, является ли он активным болельщиком. На собеседовании мы объясняем свои требования и рассказываем об обязанностях стюарда. Если обе стороны все устраивает, то мы продолжаем сотрудничество. После собеседования есть два пути: можно выйти стажером или пройти обучение. Практика показывает: если человек в качестве стажера побывает на мероприятии, то в дальнейшем ему будет намного легче усваивать информацию. Обучение мы проводим непосредственно под конкретный объект и всегда начинаем с экскурсии. Сейчас много говорят о необходимости создания специальной школы стюардов. Но спортивные объекты абсолютно разные, у каждого есть нюансы. Поэтому я считаю идею обучения стюардов в одном институте нелепой. Тем более, что все эти школы планируют сделать платными. Мы же обучаем наших сотрудников абсолютно безвозмездно, да еще и трудоустраиваем.

Предварительный курс на «Локомотиве» включает практический тренинг. Мы учим ребят правильно реагировать на ситуации, с которыми сталкиваются стюарды на рабочем месте. К примеру, мы учим, как реагировать на конфликтные ситуации, как их решать и как их не допустить в будущем. Главное надо понять — неадекватность применения силы. С помощью кулаков ничего не добьешься. Только разговор. Я всегда доношу до ребят: «Вежливость — лучшее оружие стюарда». Такой подход, с одной стороны, сразу настраивает ребят на практическую реализацию полученных знаний, с другой — не дает скучать во время обучения, как это обычно бывает на студенческих лекциях.

Заключительный этап подготовки «стюарда» — оказание первой медицинской помощи. Упор сделан на быстрой помощи сразу на трибуне, если вдруг рядом кому-то стало плохо. Для закрепления полученных знаний и улучшения качества работы мы разработали для ребят справочник стюарда. Аналогов ему в России нет. В нем есть абсолютно все: начиная от символов, запрещенных ФИФА и УЕФА, заканчивая мини-разговорником для сотрудников, которые не знают иностранных языков.

Перед выпуском «в поля» ребята проходят тестирование. По его результатам выпускники получают сертификаты и приглашаются на мероприятия.

Сколько стюардов необходимо для обслуживания одного матча? Например, на стадионе «Локомотив».

Все зависит от категории игры. Если проводится топовая встреча — дерби или матч еврокубков — то на стадионе работают около 400 стюардов, на матчах более низких категорий — около 300.

Каково соотношение девушек и юношей?

Стараемся, чтобы в процентном соотношении этот показатель держался на отметке 50 на 50.

Получается?

Удивитесь, но девушек больше. Правда, они работают на нейтральных трибунах: секторах с детьми, при встрече гостей стадиона. Они создают уют на мероприятиях.

Помните свой первый крупный турнир?

В 2006 году Россия принимала молодежный чемпионат мира среди женских команд. Работа нашей бригады организаторам понравилась. Мы же приобрели первый опыт участия в крупном мероприятии, который годом позже очень пригодился на чемпионате мира по хоккею. Положительной оценкой нашего труда стало приглашение поработать в Лужниках на финале Лиги чемпионов в 2008 году.

Многие люди невольно сравнивают работу стюардов и волонтеров. В чем разница?

Волонтер работает за идею, бесплатно. Стюард — подготовленный человек. Он получает деньги за работу и несет определенную ответственность за свои действия. В качестве напутствия я всегда говорю новым сотрудникам: «От вас зависят жизни и здоровье людей, которые пришли на стадион».

Чем российский стюардинг отличается от западных аналогов?

Различий очень много. Первое и самое важное — законодательная база. В Европе стюард — должностное лицо, он приравнен к сотруднику полиции и имеет широкий круг прав. Например, в Англии он даже имеет право гражданского ареста правонарушителя. В нашей стране только недавно были приняты законы, в которых прописаны права и обязанности служб стадиона, но до европейских стандартов нам еще очень и очень далеко. В России пока нет понятия «стюард». У нас таких людей называют контролерами-распорядителями, хотя в общероссийском классификаторе профессий есть только должность билетный контролер. Но его основная задача — проверить билет и оторвать корешок. Задачи же контролера-распорядителя намного шире: он отвечает за проверку билетов, рассадку зрителей, парковку автотранспорта на территории стадиона, контроль соблюдения зрителями установленных правил поведения, а также за ориентирование и информирование пришедших на мероприятие людей.

В чем вы видите основную проблему профессионального стюардинга в России?

Сейчас на рынке существуют несколько организаций, способных профессионально оказать данную услугу практически любому спортивному объекту. Они обладают колоссальным опытом, подготовленным персоналом, современной материально-технической базой и уникальными знаниями по организации контрольно-распорядительной системы на спортивных объектах. Но в любой системе есть своя специфика и нюансы. Сегодня работу контрольно-распорядительной службы обсуждают на разных уровнях, думают о путях развития службы, создают правовое поле для ее деятельности, готовят нормативно-правовые документы, но при этом не учитываются особенности организации. На мой взгляд, при создании новых условий для деятельности этой службы необходимо учитывать накопленный опыт и мнение людей, работающих в этой сфере не пару лет, а знающих особенности системы изнутри.

Российские организации, занимающиеся стюардингом, как-то конкурируют между собой?

Я не могу назвать это конкуренцией. Скорее, партнерство. Мы все преследуем одни и те же цели. Например, когда под стадион «Открытие Арена» набирали группу стюардов, то многое в системе обслуживания спартаковцы позаимствовали у «Донбасс Арены». Я был в Донецке, наблюдал за работой местных стюардов. Для Москвы этот пример не совсем подходит. У украинцев одна команда, один стадион в городе. Москва же богата как на арены и клубы, так и на другие виды подработок для молодежи. Поэтому трудно собрать большое количество единомышленников на постоянную основу.

Как относитесь к требованию некоторых болельщиков убрать полицию со стадионов?

В связи с принятием Федерального закона № 192 это уже неизбежно. Но сразу отказаться от полиции на стадионах нереально. К этому надо планово готовиться всем заинтересованным сторонам. Необходимо провести большой объем работы по исполнению этого закона. В первую очередь, зрители должны знать требования безопасности, особенно касающихся личного осмотра. На сегодняшний день многие к этому относятся скептически, хотя подобные мероприятия проводятся для их комфортного и безопасного пребывания на стадионе. Также к нововведению должен быть готов собственник спортивного объекта, на котором должна работать служба, способная исполнить требования федерального закона. На сегодня не у всех объектов есть контрольно-распорядительная служба. Вместо стюардов используются сотрудники ЧОПов, волонтеры или просто билетные контролеры. На мой взгляд, использование непрофильных служб тормозит развитие профессиональной контрольно-распорядительной службы в нашей стране.

Через четыре года в России состоится грандиозное событие — чемпионат мира по футболу. В связи с этим как-то будете корректировать свои планы?

У нас одна цель — усовершенствовать систему и подготовить персонал для этого события. Уверен, наши стюарды смогут стать визитной карточкой российских стадионов на чемпионате мира, ни в чем не уступая зарубежным коллегам. Сейчас нам есть куда идти, куда расти. И мы будем это делать. Это не просто работа, это образ жизни. Главное, чтобы чьи-то непродуманные решения не загубили то, что мы имеем. Велосипед уже есть, его остается только усовершенствовать.

< Назад в рубрику