Спорт
17:09, 15 октября 2014

Летальный исход Первый в истории футбольный матч сборных Сербии и Албании закончился скандалом

Дмитрий Клипин
Матч Сербия — Албания, 14 октября 2014 года
Фото: Marko Djurica / Reuters

Первый в истории матч между сборными Сербии и Албании не удалось даже довести до конца. Встреча на белградском стадионе «Партизан» была сорвана из-за беспорядков на 41-й минуте — болельщики забросали поле петардами, а футболисты начали драку из-за политического баннера. Причем, как выяснилось позже, провокацию с баннером устроил брат премьер-министра Албании.

Встреча между сборными Сербии и Албании в рамках отборочного цикла к Евро-2016 прошла во вторник, 14 октября. В конце первого тайма на поле с трибун полетели петарды, а спустя мгновение над стадионом появился беспилотный летательный аппарат на дистанционном управлении, к которому был привязан баннер с картой Великой Албании. По информации местных СМИ, дроном из VIP-ложи управлял брат премьер-министра Албании.

Находящийся на поле сербский защитник Стефан Митрович сорвал транспарант, после чего между командами началась потасовка. Главный арбитр матча англичанин Мартин Аткинсон принял решение остановить встречу. Но когда стражам порядка наконец удалось справиться с ситуацией, сборная Албании отказалась выходить на поле. После часовой паузы матч был официально прекращен.

Таким образом встреча, которая могла бы стать символом нормализации ситуации на Балканах, лишний раз обострила межэтнические проблемы еще не забывшего натовские бомбардировки региона.

Как сборные Сербии и Албании, до сих пор не остывшие после войны в Косово (албанцы открыто поддерживали своих соплеменников во время вооруженного конфликта), вообще оказались в одной отборочной группе, остается загадкой. Обычно представители УЕФА стараются минимизировать возможные риски и разводят подобных соперников по разным группам. Уже не один десяток лет не играют друг с другом сборные Армении и Азербайджана, в последнее время УЕФА разводит национальные команды России и Грузии, а в текущем сезоне к невозможным противостояниям добавились еще две пары: Россия — Украина и Испания — Гибралтар (сборная Гибралтара сыграла в этом году свой первый официальный матч).

«Руководители футбольного Евросоюза явно недооценили взрывоопасность ситуации, — заявил «Ленте.ру» почетный президент Российского футбольного союза Вячеслав Колосков. — В итоге получился скандал. Матч проходил в Сербии, и можно было предугадать, что албанцы устроят провокацию. Это будет хорошим уроком и для чиновников УЕФА, и для сборных».

Впрочем, определенные усилия по обеспечению безопасности накануне матча все же предпринимались. По рекомендации УЕФА албанские фанаты не должны были присутствовать на игре в Белграде. Также федерации футбола двух стран решили, что сербские болельщики не попадут на ответный матч в Тиране.

Более того, утром в день игры в белградском аэропорту Никола Тесла была задержана группа албанских фанатов, имевших баннеры и символику группировки «Освободительная армия Косова». Сербские органы безопасности поначалу отказались пускать их в страну, однако, по данным местных СМИ, были вынуждены это сделать после вмешательства высокопоставленных европейских дипломатов. Сербские газеты утверждают, что и на матч албанские хулиганы проникли не без помощи тех же таинственных еврочиновников. В результате эти фанаты скандировали провокационные речевки и стали одними из катализаторов конфликта.

Что касается сербов, то помимо проклятий в адрес врагов, фанаты скандировали здравицы в адрес друзей, в первую очередь, в адрес президента РФ. Трибуны украшал баннер с надписью «Слава Путину!». А во время паузы, вызванной решением арбитра прервать матч, фанаты скандировали «Владимир Путин», о чем написал в Twitter боснийский журналист Саша Ибруль.

Еще одним «героем» вечера стал брат премьер-министра Албании Олси Рама, который прямо во время матча был арестован и доставлен в отделение полиции. Именно ему пришла в голову идея с беспилотником. По данным полиции, в Сербию он прибыл по американскому паспорту. В США Рама проживает с 1997 года.

Что касается самого премьер-министра Эди Рамы, то он прокомментировал беспорядки в своем Twitter следующим образом: «Горжусь игрой нашей команды. Жаль наших соседей, которые в дурном свете выставили себя на весь мир».

Глава МИД Сербии Ивица Дачич, в свою очередь, заявил, что его страна не несет ответственности за срыв матча. «Такого никогда не случалось ни на одном футбольном состязании. Все было заранее подготовлено. Для меня центральный вопрос — как будет реагировать Евросоюз и УЕФА. Ведь если бы кто-нибудь из сербов размахивал флагом "Великой Сербии" в Тиране или Приштине, то это бы уже было в повестке дня Совета Безопасности ООН», — приводят слова Дачича сербские СМИ.

Каким будет наказание — а уже очевидно, что оно обязательно последует, — пока неизвестно. Делегат матча Гарри Бин заявил, что в ближайшее время УЕФА определит, кто виноват. По всей видимости, будут наказаны обе стороны. И наказаны сурово. Все понимают, что нужно принимать радикальное решение, поскольку любая полумера вроде доигровки на пустом стадионе грозит обернуться похожими инцидентами во время ответного поединка в Тиране.

В последнее время в подобных вопросах УЕФА все больше идет по пути наименьшего сопротивления и выносит противоречивые вердикты, основанные не на причинах, а на следствии. Именно по такой схеме три домашних и два гостевых матча в еврокубках без зрителей проведет московский ЦСКА, который покарали за бесчинства фанатов.

У сербских болельщиков репутация даже хуже, чем у ультрас ЦСКА, и вероятность того, что за происшествие в Белграде покарают именно хозяев, чрезвычайно высока. Тем более, что это уже второй за последние два года неприятный инцидент с их участием — в октябре 2012 года сербские фанаты сорвали матч с итальянцами в Генуе.

Не исключено, что организаторы провокации как раз и рассчитывали на неблаговидную «кредитную» историю сербов, стремясь обеспечить сборной Албании техническую победу. Но дело здесь не только и не столько в несчастных трех очках. Вопрос — как жить дальше? Если все будет продолжаться в том же духе, то распределение команд по группам в различных турнирах будет определяться не спортивными, а исключительно политическими соображениями.

< Назад в рубрику