Практически в каждом фильме, выходящем на этой неделе в прокат, есть криминальный сюжет. Роберт Дауни-мл. защищает обвиненного в умышленном убийстве отца, частный детектив Лиам Нисон якшается с наркодилерами, Гаспар Ульель употребляет наркотики в промышленных масштабах, Дженнифер Энистон похищают в собственном доме, а Станислав Говорухин вызывает «Лифт на эшафот». Такая у нас теплая дождливая осень.
Летом, когда появился трейлер первого фильма производства новой кинокомпании Роберта Дауни-младшего, казалось, нет более идеального фильма на «Оскар». Сюжет — циничный адвокат Хэнк (сам Дауни-мл.) едет на похороны матери, где выясняет отношения с недолюбившим его в детстве отцом (Роберт Дювалл) и переосмысливает свою жизнь — что еще нужно немолодым сентиментальным членам Американской киноакадемии? Дауни-младший — идеальная кандидатура на «Оскар» с двумя номинациями в прошлом (с разницей в 16 лет), самый высокооплачиваемый актер Голливуда, хотя бы на время одумавшийся и вернувшийся к более-менее серьезному кино. Но фильм не соответствует заявленным ожиданиям. Нет, это неплохой фильм, хотя бы потому что наблюдать за дуэлью двух хороших актеров — Дауни и Дювалла — в наше время счастье редкое. Но режиссер Дэвид Добкин, снимавший до сих пор комедии, рассыпается на мелочи, не соображая, что он делает: то ли судебный триллер, то ли комедию про парня, который чуть не «склеил» собственную дочь, то ли семейную драму. И когда все это длится 2 часа 20 минут, а Дауни иногда перебарщивает и думает, что он по-прежнему на съемках «Железного человека 4» (который, конечно же, неминуем), понимаешь, что «Оскар» этого года пройдет без «Судьи».
Так как Лиаму Нисону уже за 60, когда люди собираются на покой, а не выпускают по восемь (количество картин с его участием в 2014-м) фильмов в год, сразу веришь, что у его героя, частного детектива Мэттью Скаддера есть прошлое. Прошлое в таких неонуарах необходимо, чтобы правильно спозиционировать героя — он пережил все (в данном случае — работал в полиции), потерял все, озлоблен, и ему нужны наличные. Вот он, современный положительный герой, которого теперь играют разве что Нисон да еще Дензел Вашингтон, потому что молодые не тянут — какое у них прошлое? Скаддер берется разыскать подонков, похитивших жену одного наркодилера. В последнее время даже жертвы все чаще становятся отрицательными героями, но у Нисона настолько старомодные ценности, что он поначалу отказывается и долго и грустно сомневается, пока зритель, пришедший на экшн, терпеливо ждет, когда начнут стрелять. Что-то похожее вы видели в двух «Заложницах» с Нисоном (и в следующем году выйдет третья), которые и сделали серьезного актера последним героем боевика.
Уже второй в этом году фильм об Иве Сен-Лоране более «авторский» и удачный, чем первый, хотя бы потому, что режиссер Бертран Бонелло не получал согласия партнера Сен-Лорана Пьера Берже на съемки. Его фильм не пытается объять необъятное и показать всю жизнь дизайнера. Наоборот, он четко показывает момент, когда в середине 1960-х уже известный Сен-Лоран пытается начать делать современную революционному десятилетию моду, а не перепевы Диора, знакомится с новыми музами Бетти Катру и Лулу де ла Фалез и по уши влюбляется в наркомана Жака де Баше (Луи Гаррель), из-за чего начинаются проблемы с Берже и со здоровьем и распад личности. Фильм заканчивается показом знаменитой «русской коллекции» 1976 года и еще более поздними сценами с Сен-Лораном-стариком. В старости его играет поздневисконтиевский актер Хельмут Бергер, и сцена, в которой Бергер-Сен-Лоран смотрит на самого себя молодого в «Гибели богов», придумана гениально. Так Бонелло вписывает Сен-Лорана в большую европейскую культуру, о конце которой благодаря обесцениванию рукодельного мастерства и профессионализма в эпоху самозваных звезд Instagram явно сожалеет.
Эта экранизация романа Элмора Леонарда, чья проза в умелых руках превращается почти в шедевр («Джеки Браун» Тарантино, «Поймать коротышку» Барри Зоненфельда), выглядит как смесь «Безжалостных людей» братьев Цукер с «Невыносимой жестокостью» братьев Коэн. У этой криминальной комедии о двух неудачниках, похитивших жену (Дженнифер Энистон) воришки из сферы недвижимости (Тим Роббинс), который совсем не спешит выкупать супругу, только один недостаток: режиссер Дэниел Шехтер — не Тарантино, не Зоненфельд, не Коэны и даже не Цукеры.
Хотя название последнего фильма Станислава Говорухина напоминает об одноименном фильме Годара из 1960-х, это ремейк «Лифта на эшафот» (1957) другого французского классика Луи Малля. Говорухин явно уходит с территории открытой социальной критики, которая так живенько получилась у него ровно 15 лет назад в «Ворошиловском стрелке». Здесь, наоборот, мы имеем дело с Говорухиным, любящим криминальные истории («Десять негритят») — главный герой убивает своего бухгалтера, но его по случайности обвиняют в другом, двойном убийстве, и теперь доказать свою невиновность можно, только признавшись в совершенном преступлении. Этот «лифт на эшафот» стилизован как советский нуар, но фильм просто морально устарел — снятый еще два года назад, плохо принятый на более или менее закрытых показах (говорят, зрители смеялись на сценах, на которых нужно сопереживать герою), Weekend — свидетельство того, что людям из одной эпохи сложно попадать во вкусы аудитории, уже воспитанной лучшими примерами криминального и других жанров.