В четверг на Украине вступил в силу закон о люстрации. Предполагается, что с сегодняшнего дня государственные служащие и должностные лица будут подвергнуты проверкам с целью «восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами». Как прогнозировал в середине сентября украинский премьер Арсений Яценюк, под закон о люстрации попадет около миллиона чиновников различного уровня. При этом законодательством Украины до принятия указанного закона процедура люстрации предусмотрена не была.
Люстрация была одним из главных требований Майдана. Проект постановления об очищении власти, разработанный депутатами от партии «Свобода», был внесен в Верховную Раду еще 24 февраля. Правда, некоторые требования протестовавших на Майдане в окончательную редакцию закона так и не попали, это касается, например, недопущения во власть кого-либо из списка ста самых богатых людей страны. Вместо них под люстрацию «подставили» тех чиновников, которые не прошли проверки, связанные с декларированием имущества за последние 3 года, или не смогли доказать законность источников доходов.
Однако в первую очередь под люстрацию попадают руководители, не менее года занимавшие свои посты в период президентства Виктора Януковича — с 25 февраля 2010-го по 22 февраля 2014 года. В список тех, кому в соответствии с законом теперь запрещено в течение 10 лет занимать любые государственные должности, вошли, в частности, президент, весь состав правительства, председатель Национального банка, генеральный прокурор, председатель Службы безопасности, председатель Службы внешней разведки, начальник Управления государственной охраны Украины, руководители Таможенной службы, Налоговой милиции, Секретарь Совбеза, глава администрации президента и практически все первые заместители указанных чиновников.
Чистка ожидает и военных — под люстрацию попадают начальник Генерального штаба, командующие ВВС, ВМС и сухопутными силами, а также власти на местах — в список люстрируемых включены все председатели областных администраций, их заместители, а также главы районных администраций.
Отдельно оговаривается, что под люстрацию попадают не только те чиновники, стаж которых при Януковиче достиг года, но и те лица, которые занимали свои должности в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года, то есть во время силового противостояния на Майдане, и не уволились по собственному желанию. Ну и помимо этого, как и следовало ожидать, запрет на работу в госструктурах коснется бывших функционеров Компартии СССР, руководителей комсомола, работников и внештатных сотрудников КГБ и иностранных спецслужб, лиц, призывавших к нарушению территориальной целостности Украины и разжигавших межнациональную рознь, казнокрадов, похитивших из бюджета более миллиона гривен и тех, кто был причастен к фальсификации президентских выборов в 2004 году — тогда, напомним, случился первый Майдан, лишивший Януковича шансов выиграть голосование у Виктора Ющенко.
Результаты проверок чиновников власти обещают незамедлительно публиковать на сайте Национального агентства по вопросам государственной службы. Любопытно, что под люстрацию как таковую не попадут те, кто уже находится на выборной должности — мандатов их не лишат, но информацию о них обнародуют. Сам президент Украины Петр Порошенко, к слову, не дотянул трех месяцев до года службы при Януковиче — с марта по декабрь 2012-го он занимал должность министра экономического развития.
Не коснется люстрация и участников антитеррористической операции на востоке страны. Как полагают в украинском Минюсте, это может стать поводом для многочисленных спекуляций, связанных с незаконным получением статуса участника боевых действий с тем, чтобы избежать увольнения.
«Вещи нужно называть своими именами. Люди показали тем, кого бросили в мусорку, что они — мусор, — объясняет суть закона о люстрации депутат «Свободы» Ирина Фарион. — Раз они не понимают этого по другому, то, значит, надо с ними действовать так. Это форма протеста людей, это разновидность суда Линча… Если мы не можем привлечь к судебной ответственности руководителя "Беркута", который убил на Майдане 37 человек, то что остается делать людям, кроме как собственноручно осуществлять эту казнь». Интересно вспомнить, что в прошлом году имел место скандал вокруг коммунистического прошлого самой пламенной «свободовки», но сегодня об этом уже не вспоминают.
По оценкам министра юстиции Украины Павла Петренко, люстрация власти займет два-три года. «В первую очередь проходят проверку центральные органы исполнительной власти, на втором этапе проходят проверку областные органы власти, а на последнем этапе проходят проверку на уровне районов. Очищение должно начинаться с головы», — поясняет министр.
Оценка Петренко кажется очень оптимистичной, скорее даже, авантюрной — в той же Латвии, где проживает в 20 раз меньше людей, чем на Украине, люстрация осуществлялась поэтапно и заняла много больше, чем три года. К тому же в прибалтийских республиках и Грузии, где был принят аналогичный закон, запрет на госслужбу распространялся только на бывших партийных функционеров, лиц, связанных с КГБ и причастных к репрессиям. Что касается нынешней «чистки» Украины, то избавиться и от наследия СССР, и от людей Януковича разом будет крайне трудно. Местный политикум напоминает одну семью, где все хоть и готовы друг друга подставить, тем не менее связаны между собой различными, в том числе и бизнес-интересами.
«Под действие закона попадают те, кто к политике никогда не имели никакого отношения. Это люди, которые просто занимались профессиональной деятельностью в течение многих лет. Я уверен: если этот закон реализовать в целом в его нынешнем виде, то Украина окажется в хаосе», — убежден украинский олигарх Валерий Хорошковский, поработавший при Януковиче и первым вице-премьером, и министром финансов, и председателем СБУ. Сейчас Хорошковский баллотируется в Раду с партией Сергея Тигипко «Сильная Украина». Закон о люстрации, как считает он, нарушает права украинцев и как минимум десять статей Конституции. Вторят олигарху и многие эксперты, в основном, конечно, российские, предвещающие Украине погибель и разорение в результате увольнения «сверхпрофессионалов».
Но строить какие-либо прогнозы пока еще рано. Для того, чтобы вступивший в силу закон о люстрации заработал, надо принять или внести изменения еще в кучу нормативных актов — законопроект о реформе судебной системы, «О прокуратуре», «О Службе безопасности Украины», «О полиции», «О Национальном бюро расследований», «О Кабинете Министров Украины». Пока парламент разберется со всеми этими документами, может произойти что угодно. Так что, пожалуй, Виктор Янукович поторопился, когда в марте этого года объявил о «лю...люстрации», нависшей над его внуком.