«У пилота практически не было шансов»

Эксперт по авиационной безопасности о возможных причинах катастрофы во Внуково

Аэропорт «Внуково» 21 октября 2014 года
Аэропорт «Внуково» 21 октября 2014 года
Фото: Максим Шеметов / Reuters

В ночь на вторник, 21 октября, в московском аэропорту Внуково разбился при взлете частный самолет Dassault Falcon, на борту которого находился глава французского нефтегазового концерна Total Кристоф де Маржери. По предварительным данным, получив разрешение на взлет, экипаж начал разгонять самолет, но в момент отрыва от земли он задел снегоуборочную машину, оказавшуюся на взлетно-посадочной полосе. Самолет перевернулся, взорвался и полностью сгорел. Погибли все находящиеся на борту — генеральный директор Total и три члена экипажа. Генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко рассказал «Ленте.ру» о том, что могло стать причиной этого ЧП.

«Лента.ру»: Что произошло во Внуково?

Мельниченко: Сейчас рассматриваются две версии этого происшествия. Обе, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы их проверить. Согласно первой, самолет взлетел, но у него загорелся двигатель, что и стало причиной падения на снегоуборочную машину. Однако более правдоподобной выглядит версия столкновения в момент взлета.

В тот момент когда самолет только оторвался от земли?

Да. В условиях ограниченной видимости — всего 350 метров — у пилота практически не было шансов уклониться от столкновения.

Как вообще снегоуборщик мог оказаться на полосе во время взлета?

Скорее всего, это результат стечения сразу нескольких обстоятельств. Включая и человеческий фактор.

То есть виноват не только водитель снегоуборщика, выехавший на ВПП?

В любом современном аэропорте есть локатор аэродромного движения. Он фиксирует не только те самолеты, которые находятся в воздухе, но и всю технику, которая перемещается по земле. Скорее всего, в результате какой-то технической неполадки, возможно засветки, эта часть аэродрома не была видна. Диспетчер не видел, что там происходит.

Но он мог предполагать, что там может находиться снегоуборочная техника или это для всех оказалось сюрпризом?

Нет, диспетчер, конечно, знал, что в районе взлетной полосы находится техника. Есть наставления по аэродромной службе. Там прописаны все протоколы согласований. Любые перемещения по территории аэродрома согласуются с диспетчерской службой. Неважно, самолет это или автомобиль. Диспетчер знает, на каких дорожках какие работы проводятся.

Значит, на той полосе никаких работ в тот момент не проводилось. Иначе ведь диспетчер не дал бы разрешения на взлет.

Не исключено, что водитель имел все основания находиться в том районе и диспетчер знал об этом. Возможно, он работал на соседней дорожке. Но диспетчер не видел, где именно находится снегоуборщик в момент взлета. Уверен, если бы локатор корректно отображал ситуацию на земле, такой ситуации не возникло бы.

Но почему водитель выехал без согласований?

Этот нюанс предстоит прояснить. Водители наземной техники должны координировать свои действия с диспетчерской службой. Скорее всего, в условиях плохой видимости водитель просто не осознал, что оказался на ВПП, а когда понял это, попытался поскорее оттуда убраться. Но было поздно.

Такие машины должны оснащаться специальными световыми сигналами. Мог пилот их не заметить?

Должны. Обязательно ставятся проблесковые маячки. Но при взлетной скорости самолета, в условиях ограниченной видимости, от момента, когда пилот эти маячки увидит, и до момента столкновения проходят считаные секунды. Все происходит очень быстро.

Появилась информация, что водитель был нетрезв, что и стало причиной его неадекватного поведения.

Эта информация была непроверенной и, как оказалось, не соответствует действительности. Это, скорее всего, информация от зарубежных источников, которые до сих пор живут с убеждением, что в России без стакана не садятся ни за руль машины, ни за штурвал самолета.

Обсудить
Россия
 — 
00:07 24 марта 2017

Устроили сцену

Как театр переплетается с политикой в графике Путина
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Старт ракеты с Dream Chaser — кораблем компании Sierra Nevada (в представлении художника)Еще батуты
Как американские компании опережают Россию в сфере пусков ракет
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пластиковый BMW, о котором все забыли
Автомобиль-памятник смелым идеям немецкой компании
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах