«Кадетство», «Гончие», «Следственный комитет», «Спецназ», «Десантура», «Морпехи» и «Военная разведка» — теперь эти сериалы украинский зритель не увидит. Государственное агентство Украины по вопросам кино отказало в прокатном удостоверении этим российским многосерийным фильмам. Решение было принято на основе экспертизы, проводимой «на предмет угрозы национальным интересам страны». Представители российской киноиндустрии поделились с «Лентой.ру» своим мнением о том, стоит ли вводить ответные запреты против украинских коллег.
Украинские чиновники, объясняя свое решение, ссылаются на «российскую агрессию», а также требования военных, участвующих в боевых действиях на востоке страны, «и вообще общества». Все сериалы запрещены для кино- и телепоказа, а также «публичного коммерческого видео и домашних видео на территории Украины».
«Мы решили, что некорректно сейчас демонстрировать на украинских телеканалах те российские фильмы, в которых имеет место откровенная пропаганда вроде возвеличивания силовых структур России и самой России. В этом мы и в дальнейшем будем мониторить рынок», — заявил глава Государственного агентства Украины по вопросам кино Филипп Ильенко.
Российские деятели киноиндустрии логики в действиях украинских чиновников при всем желании найти не могут. Супермен российских сериалов Алексей Кравченко сыграл одну из главных ролей и в «Спецназе». «Я очень расстроен! Никаких эксцессов с фильмом никогда не было, отзывы, в том числе от украинских зрителей, были только положительные, — рассказал он «Ленте.ру». — Понять действия украинских чиновников я не могу. Я снимался и на Украине. В 2005 году в мюзикле "Летучая мышь" режиссера Оксаны Байрак. Больше всего пострадают украинские зрители — их лишают свободы выбора».
Продюсер сериала «Гончие» (повествует о сотрудниках ГУИН) Андрей Каморин говорит, что сериал снимался про честных профессионалов своего дела и каких-то причин для запрета быть не может. «Я категорически против ответных запретов. Любые запреты для искусства контрпродуктивны», — добавляет Каморин.
Ранее под запрет на Украине попали такие российские фильмы, как «Матч» и «Август. Восьмого». Режиссер ленты «Август. Восьмого» Джаник Файзиев считает, что украинские чиновники действуют в худших советских традициях. «Это просто отрыжка советской идеологии! — возмущается он. — Разве можно чего-то добиться запретами? И я удивляюсь, неужели украинские чиновники ничему не научились? Советская идеология была очень жесткой, но все равно сердца людей подчинить себе не смогла, все равно проиграла! Люди сами решают, что им смотреть, а что внимания недостойно». Файзиев говорит, что никаких зеркальных мер российским чиновникам принимать не следует: «Зрители должны иметь возможность смотреть хорошее кино вне зависимости от производителя».
Депутаты партии «Батькивщина» в Верховной Раде недавно поднимали вопрос о полном запрете российских фильмов и сериалов, посвященных сотрудникам силовых структур. С аналогичными призывами выступала националистическая партия «Свобода». Чиновники министерства культуры данную инициативу поддержали. Но при голосовании в парламенте достаточного количества голосов набрать не удалось даже для включения вопроса в повестку. В министерстве культуры, однако, не отчаиваются и намерены вновь поднять вопрос уже в Раде нового созыва после выборов 26 октября.
Ранее командиры добровольческих батальонов «Донбасс», «Днепр-1» и «Миротворец» Семен Семенченко, Юрий Береза и Андрей Тетерук написали открытое письмо президенту Петру Порошенко, в котором выразили возмущение тем, что на украинском телевидении регулярно транслируются сериалы, героизирующие российских военных и силовиков. Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, в свою очередь, призывал прекратить «популяризацию в украинском эфире российских силовых структур и армии».
Военно-политической истерии вроде бы должны радоваться представители украинской киноиндустрии — они могут стать более востребованными. Однако особого оптимизма не заметно. Ситуация в стране сейчас такова, что замещать российскую продукцию просто нечем. Режиссер, народный артист Украины Борис Барский говорит, что при всем желании украинская киноиндустрия чего-то принципиально нового снять неспособна. «О каких сериалах идет речь? У нас по телевидению одни ментовские сериалы. Менты пьют водку и ловят бандитов. Чем эти сериалы кому-то мешают, я не знаю. Уверен, что точно такие же менты и наши (украинские — прим. «Ленты.ру»), и точно так же ловят бандитов и пьют водку. В каких сериалах героический русский боец убивает нашего бойца? Что предполагают поставить вместо этих сериалов? Бесконечно смотреть новости с фронта тоже нереально», — сокрушается Барский.
Украинские запреты на российскую кино- и телепродукцию — ощутимый удар по российским телеканалам и продюсерам. По данным «Ведомостей», Украина — второй по доходам рынок телеправ после России для российских компаний. По оценке нескольких руководителей каналов, в 2013 году украинские каналы потратили на сериалы и шоу российского производства 200-300 миллионов долларов. Для сравнения: по оценке KVG Research, только на новый (премьерный) контент российские телеканалы израсходовали в 2012 году 38,8 миллиарда рублей (около 1,3 миллиарда долларов по курсу ЦБ, данных за 2013 год нет).
Эксперты говорят, что больше всего от запретов пострадают все-таки не актеры и продюсеры, а жители Украины. Можно спорить о художественных достоинствах и недостатках конкретных сериалов. Но политика запретов в целом к европейским ценностям и стандартам точно отношения не имеет.