Российская валюта бьет антирекорды. И если граждане уже слабо реагируют на последние пике «деревянного», то предприятия и компании, связанные с внешними рынками, не могут спокойно наблюдать за стремительной девальвацией рубля. Они вынуждены пересматривать планы по развитию бизнеса, искать пути минимизации влияния валютных колебаний на доходность бизнеса или вовсе просить помощи у государства. «Лента.ру» попыталась разобраться, для каких отраслей российской экономики рост валютного курса является крайне негативным фактором.
Наиболее чувствительны к росту валютного курса компании, которые имеют существенные расходы в валюте, а доходы получают преимущественно в рублях. В частности, это касается автопроизводителей и компаний, поставляющих на наш рынок иномарки. Средняя стоимость авто на российском рынке по-прежнему сильно зависит от курсов валют: несмотря на то что уровень локализации производства иномарок в России растет, большинство компонентов импортируется. Поэтому расценки в значительной мере привязаны к курсам доллара и евро.
С начала года иностранные автопроизводители подняли цены на свою продукцию, что вкупе с общим ухудшением ситуации в экономике привело к падению продаж. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь-сентябрь российский автомобильный рынок просел на 13 процентов. За три квартала было продано всего 1,78 миллиона новых машин — на 267 тысяч меньше, чем за тот же период 2013 года. Благодаря росту цен автомобильные компании смогли удержать планку выручки на уровне прошлого года. Но, по словам экспертов, если падение объемов продаж до конца года превысит 10 процентов, то снизится и общий объем авторынка в денежном выражении. По данным АЕБ, всего в 2014 году в России будет продано примерно 2,45 миллионов новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что уже на 12 процентов меньше, чем в 2013 году.
Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers в начале августа также ухудшила прогноз падения продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2014 году в России с 8 до 12 процентов, до 2,3 миллиона машин, объясняя это замедлением экономики России, ослаблением рубля и, как следствие, ростом цен на автомобили и удорожанием автокредитования. Глава представительства германского концерна Volkswagen в Москве Маркус Озегович ожидает снижение продаж на российском авторынке своих автомобилей на 17-18 процентов, или 2,1 миллионов единиц. В представительствах Citroen и Nissan также предсказывают снижение продаж своих автомобилей на авторынке России на 14 процентов — 2,4 и 2,5 миллиона авто соответственно.
В таких условиях лучше всего себя чувствуют производители бюджетных машин. Как сообщили «Ленте.ру» в пресс-службе Renault-Россия, объем продаж этой марки соответствует общему падению объема рынка, но благодаря предложению популярных моделей, сочетающих качество и доступную цену (в частности, новый Logan и новый Sandero), Renault по-прежнему занимает первое место на рынке среди иностранных марок с долей 7,8 процента. «Что касается запчастей, то у Renault один из лучших среди автопроизводителей уровень локализации производства, позволяющий нам уменьшать зависимость от курса рубля», — сообщили в компании.
От резкой девальвации рубля страдает и авиационная отрасль. Авиакомпании тратят валюту, например, на лизинг и техническое обслуживание воздушных судов. По подсчетам ИФК «Метрополь», с начала года эта статья расходов у игроков рынка выросла более чем на 20 процентов. В последние несколько лет авиапарк в стране активно обновлялся за счет иностранных лайнеров, и сейчас обязательства российских авиакомпаний перед международными лизинговыми компаниями составляют 36-48 процентов от общих затрат. На авиакомпании также давят валютные долги перед кредиторами, рефинансировать которые в российских банках можно лишь под очень высокие проценты.
Первой о финансовых проблемах публично заявила одна из крупнейших авиакомпаний страны — «ЮТэйр». Как сообщает «Интерфакс», перевозчик планирует в 2014-2015 годах сократить 20 процентов рейсов и 10 процентов персонала. Причина — сложная финансовая ситуация в связи с увеличением расходов на лизинговые платежи за новые самолеты и затрат на авиатопливо из-за роста курса валют с начала 2014 года. Кроме того, из-за финансовых проблем перевозчик сейчас ведет переговоры с Airbus и Boeing о переносе поставок законтрактованных воздушных судов.
На рост расходов жалуются и другие крупные игроки, такие как «Трансаэро» и «Уральские авиалинии», а также небольшие региональные компании. «Мы считаем, что в современных условиях для перевозчиков очень важны меры по сокращению расходов», — сообщили «Ленте.ру» в «Трансаэро».
Компенсировать траты увеличением цен на авиабилеты перевозчики не могут: в условиях жесткой конкуренции при снижении темпов роста рынка стоимость билетов на внутрироссийских направлениях не поднимешь. Все это заставило игроков заговорить о необходимости господдержки. В частности, авиакомпании полагают, что государство могло бы компенсировать им часть ставок привлеченных кредитов и предоставлять госгарантии. В октябре в правительстве должны сообщить о том, на какие меры поддержки отрасли там готовы пойти.
Рост валютного курса сказывается на поставщиках импортных товаров и связанных с ними ритейлерах. В первую очередь, это касается продавцов импортной бытовой техники и электроники. Сегодня абсолютное большинство техники в Россию поступает из-за рубежа, а потому цены на продукцию у зарубежных вендоров растут.
В «Евросети» сообщили «Ленте.ру», что все контракты на поставку электроники сеть заключает в рублях. «Но если вендоры поднимут цену, то вырастет и стоимость товаров на наших прилавках», — сообщили в компании. В свою очередь, представитель «М.Видео» информировал «Ленту.ру», что ослабление курса рубля в первом полугодии 2014 года уже привело к некоторому увеличению цены на крупную бытовую технику — в размере 4,8 процента. При этом производители техники стараются минимизировать влияние курса рубля на цену, пытаясь сохранить объемы продаж. Это высококонкурентный сегмент потребительского рынка, а потому даже небольшое изменение цены влияет на его объем. Спасает ситуацию то, что техника сама по себе дешевеет на рынке достаточно быстро. «Если стоимость «топового» смартфона выросла на 3-4 процента по сравнению с прошлым годом, то в течение 6 месяцев он дешевеет в среднем на 20 процентов», — подчеркнули в пресс-службе «М.Видео».
Продавцы импортируемой одежды также не могут «задрать» цены на высококонкурентном рынке, из-за чего некоторые игроки уже закрывают свои магазины. В частности, закрыла бутики польская компания «Маратекс», продвигавшая в России такие марки как Esprit, River Island, OVS. Среди причин в компании назвали «колебания курса валют и отсутствие денег у покупателей». Те же факторы бьют по всему непродуктовому ритейлу. Согласно последним данным Росстата, оборот розничной торговли в непродовольственном сегменте в июле-августе вырос в среднем лишь на 2,5 процента в реальном выражении, а за пять месяцев 2014 года — на 4,9 процента.
«Резкий рост валютного курса ударит также по предприятиям, которые используют в структуре своего производства импортные комплектующие, изнашиваемое оборудование или импортное сырье», — говорит Сергей Меняйкин, вице-президент Военно-Промышленного банка. «Например, в российских космических аппаратах три четверти электроники — импорт. Пострадают компании телекоммуникационного сектора, у них большая часть оборудования — импортная, то есть развитие телекоммуникационных сетей замедлится», — считает эксперт.
Действительно, как сообщили «Ленте.ру» в «Вымпелкоме», компания сотрудничает с большинством глобальных поставщиков и ряд контрактов номинирован в валюте. «Очевидно, что в таких случаях мы заинтересованы в максимальном хеджировании наших валютных рисков с целью минимизировать рост затрат под влиянием валютного фактора», — говорят в компании. «Благодаря долгосрочным взаимоотношениям с нашими партнерами мы находим взаимоприемлемые решения, перезаключая такие договоры с фиксацией рублевой ставки или установлением коридора с распределением валютного риска между нами и партнерами». Также в компании сообщили, что в иностранной валюте производятся все роуминговые взаиморасчеты. «Однако, "ВымпелКом" ведет переговоры с зарубежными роуминг-партнерами, направленные на дальнейшее дисконтирование межоператорских тарифов, что позволяет в некоторой степени сгладить экономический эффект падения курса рубля как для самого оператора, так и его абонентов», — объяснил представитель «Вымпелкома».
У ряда телекоммуникационных компаний также есть валютные кредиты. В частности, у МТС в долларах номинировано 20 процентов долга (на евро приходится лишь 1 процент), остальная часть — в рублях. В компании квалифицируют такое распределение долга по валютам как вполне комфортное. «У МТС есть запас необходимой ликвидности в валюте для обеспечения потребностей инвестиционной программы», — сообщили в компании. — Высокая доля рублевых средств в структуре обязательств по валютам снижает риск, связанный с волатильностью валютных курсов».
В «Мегафоне», доля валютного долга которого также составляет примерно 20 процентов, комментировать ситуацию отказались. «Вымпелком» структуру долга не раскрывает.
Обнадеживает представителей телекоммуникационной отрасли отсутствие предпосылок для снижения спроса на услуги. В России одни из самых низких цен на связь в мире, и услуги сотовых операторов давно стали неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина. «Средний чек на услуги связи — около 300 рублей, то есть порядка 7,5 долларов. Это не те расходы, сократив которые можно сэкономить», — завили в МТС.