Эта неделя в кинопрокате прямо-таки революционная. Вместо голливудского блокбастера на первом месте по ожиданиям и отзывам стоит российский фильм, сиквел самой коммерчески успешной нашей картины последних лет «Горько!». Это тем более ценно, потому что неделя выдалась неслабая. Все фильмы — от экранизации Эдгара Аллана По «Обитель проклятых» до драмы про упертого джазового ударника «Одержимость» — сделаны хорошо, даже не знаешь, на что пойти в первую очередь.
Идеальный пример того, что российское кино может быть прибыльным и уважаемым, если не будет пытаться догнать Голливуд по спецэффектам и тратить кучу денег на то, что у нас в любом случае получается не очень. В прошлом году «Горько!» показал на русском материале международный тренд: снимать комедии про напившихся людей, которые утром пытаются вспомнить, что же вчера случилось (смотри три «Мальчишника в Вегасе», «Девичник в Вегасе», а также вышедшие уже на волне «Горько!» «Выпускной» и «Корпоратив»). Создателей «Горько!», сценариста Алексея Казакова и режиссера Жору Крыжовникова, любят упрекать, что они нам показывают русскую семью в экстремальной ситуации беспощадного праздника как квинтэссенцию русской жизни. Это в «Горько!» есть тоже. Но дело в том, что в мире Крыжовникова тетенька с соленым огурчиком и вырвавшимся «Господи, я сейчас умру навсегда» соседствует с Дартом Вейдером, и авторы молодцы хотя бы потому, что зафиксировали эту Россию, которую многие пытаются уловить, да только пыжатся. Да, сюжет знакомый, мусорный, криминально-бандитский — отец Наташи, невесты из первого «Горько!», инсценирует собственные похороны, чтобы не быть убитым по-настоящему за долги. Но снял эту историю человек, в голове которого давно утрамбовались Тарантино, «Звездные войны», Рязанов и «Ведьма из Блэр». И в этом юмор, новизна и уникальность этого фильма.
Disney продолжает пользоваться своими отношениями с Marvel и правильно делает. Новые герои и свежие идеи Marvel — это едва ли не главная сейчас сила, протаскивающая старую голливудскую модель в XXI век. «Город героев» — анимационный фильм для всей семьи про подростка-вундеркинда, заменившего покойного брата надувным роботом-медбратом Бэймаксом. Вместе они спасают выдуманную смесь Сан-Франциско и Токио — город Сан-Франсокио. Трогательный робот как лучший друг — примета жизни после технологической революции, город между Америкой и Японией — после глобализации, ну и нынешние зрители давно считают трехмерных героев более живыми и интересными, чем настоящих актеров. Об их личной жизни хотя бы не пишут таблоиды.
Если «Город героев» хорош тем, что там не только нет живых актеров, но нет людей вообще, то в последней драме Оливье Ассайяса наоборот: живые актеры играют актеров, потому что это кино о кино. Жюльет Бинош играет знаменитую актрису, которой предлагают исполнить роль старшей героини в пьесе, где она больше двадцати лет назад сыграла молодую героиню. Теперь все поменялось, юной партнершей становится оголтелая старлетка (Хлоя Грейс Моретц прекрасно пародирует нынешних подростковых звезд, от славы сходящих с ума к двадцати годам). Героиня Бинош тем временем хочет не неравной схватки, а красиво и тихо гулять по швейцарским лугам в компании ассистентки (звезда главной девичьей саги «Сумерки» Кристен Стюарт только добавляет новых смыслов). Все эти женские думы, к счастью, совсем не мелодраматичны. Наоборот, фильм Ассайяса можно рассматривать как сатиру на современный шоу-бизнес, можно как размышление о приоритетах в разном возрасте. Можно просто расслабиться и получать удовольствие от того, как идет голливудским звездам играть у европейских режиссеров. Режиссерам — реклама, звездам — уважение.
К слову о голливудских звездах, играющих у европейских режиссеров. В бельгийско-германско-люксембургской постановке немца Сэма Гарбарски Патриция Аркетт играет жену актера-неудачника в костюме зеленого кролика (Мориц Бляйбтрой), который валяет дурака в детской передаче. Из-за ошибки в телерепортаже с места страшной аварии все думают, что актер-кролик погиб, и он решает переодеться в индуса Виджая, чтобы начать жить заново, но рядом с теми же персонажами. Тут у него начинается страстный роман с собственной «вдовой». Симпатичная комедия положений с любимыми актерами.
Фильм про сумасшедших, захвативших психушку, всегда ко времени, особенно если это добротная костюмная экранизация с Майклом Кейном, Дэвидом Тьюлисом и Беном Кингсли. Впрочем, главную роль играет Джим Стерджесс, чей герой, выпускник Оксфорда, приезжает за несколько дней до наступления XX века в клинику для умалишенных на отшибе. «Обитель проклятых» снята режиссером Брэдом Андерсоном по новелле Эдгара Аллана По «Система доктора Смоля и профессора Перро» и, как следует из названия, не только рассказывает историю про молодого врача, влюбившегося в страдающую истерией замужнюю женщину (Кейт Бекинсейл), но и предлагает сравнить традиционный метод лечения больных (шоковая терапия, электрический ток, ледяные ванны) с альтернативным (безболезненная адаптация психических). Ближе к финалу ответ, какое лечение лучше, становится не так очевиден.
Обласканная критиками драма о молодом джазовом ударнике Эндрю (Майлз Теллер), который хочет стать лучшим в профессии, а это означает репетиции до кровавых мозолей, отсутствие личной жизни и оскорбления со стороны грозного преподавателя-ветерана и дирижера Флетчера (Джей Кей Симмонс), хранящего традиции великих. 29-летний режиссер Дэмиен Шазелль снял череду репетиций и концертов как триллер о человеке, для которого стремление к профессиональному совершенству равно аду на земле. Эндрю регулярно испытывает депрессии и позывы бросить всю эту музыку к черту, и мы так до конца и не знаем, чем эта пытка закончится. Фильм получил главные призы — жюри и зрителей — на фестивале независимого кино «Сандэнс» еще до начала сезона наград, а Симмонсу обеспечена номинация на «Оскар». Это кино снято для зрителей, которые в состоянии получить удовольствие от хорошо сделанного кино на двух персонажей. А остальные пойдут на неделе на «Горько! 2» и «Город героев».