Состояние подвижного состава железнодорожной отрасли, как пассажирского, так и грузового, давно вызывает дискуссии в профессиональной среде: регулирующие органы и участники рынка пытаются решить проблему стремительно стареющего вагонного парка. В последнее время был озвучен целый ряд предложений: от прямого запрета продления эксплуатации старых вагонов до различных стимулирующих мер по приобретению инновационного, более эффективного подвижного состава. Так или иначе, все они сводятся к одному: количество старых вагонов надо сокращать, тем более что сейчас их эксплуатируется так много, что это влечет за собой множество негативных последствий.
Ни для кого не секрет, что железнодорожный транспорт – наиболее развитый в России еще с советских времен, особенно в части грузоперевозок – в 90-е годы прошлого века испытывал сложности в развитии, связанные с недостаточностью финансирования. Это подталкивало РЖД вводить временные меры и искусственно увеличивать сроки службы подвижного состава. В настоящее время ситуация значительно улучшилась. Нынешние железнодорожные администрации следят за качеством транспортной инфраструктуры, ответственно подходят к вопросу безопасности, а также пытаются жестко регламентировать процесс ее эксплуатации.
Однако, усилия РЖД и правительства РФ, направленные на формирование новых высококонкурентных правил использования подвижного состава, не всегда приветствуются остальными отраслевыми игроками, в частности железнодорожными операторами и владельцами грузовых вагонов. Последние также стремятся к повышению эффективности отрасли, но считают при этом, что некоторые шаги властных структур могут негативно сказаться на ее дальнейшем развитии.
Вчера Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) единогласно выступил против инициативы министерства транспорта РФ ограничить выдачу сетевых номеров на новые вагоны, которая фактически запрещает использовать подвижной состав, произведенный после 1 июля 2014 года и не обладающий улучшенными техническими характеристиками или приобретенный железнодорожными операторами не для замены утилизированных вагонов, сообщает Интерфакс.
Минтранс в своих пояснениях указывает, что такое регулирование позволит решить проблему профицита вагонов на железных дорогах России. При этом в Совете потребителей отмечают, что по оценкам экспертов, не связанных с РЖД, переизбыток подвижного состава не превышает 100 тысяч вагонов, включая необходимый резерв, который может быть использован при увеличении потока грузоперевозок. Кроме того, отмечают в Совете, значительная часть «избыточных» вагонов уже выводится собственниками из оборота, в связи с запретом на продление сроков службы без модернизации и повторной сертификации (в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза, вступившим в силу 2 августа).
В сообщении Совета потребителей РЖД прогнозируется, что ежегодно из эксплуатации будет выводиться до 50 тысяч вагонов. Введение же новой нормы, по мнению Совета, будет иметь негативные последствия не только для всей отрасли, но и для потребителей услуг РЖД. В первую очередь, конечно, для железнодорожных операторов, поскольку создаст барьеры для реализации инвестиционных планов, и, как следствие, снизит конкурентоспособность компаний с относительно новым парком грузовых вагонов по отношению к отраслевым игрокам, имеющим более старый парк. Косвенно, норма коснется и грузовладельцев, так как создаст условия для повышения стоимости перевозок и, очевидно, роста затрат.
«В случае принятия новых правил, предложенных Минтрансом, в 2015 году ожидается падение выпуска только по полувагонам, как минимум на 60 процентов, по прочим родам выпуск может сократиться на 100 процентов. Это приведет к коллапсу в вагоностроительной отрасли», - отметил глава Совета потребителей РЖД Сергей Мальцев. В настоящее же время, по его словам, оптимальное использование инфраструктуры российских железных дорог должно достигаться новыми методами управления грузовым движением: увеличением веса поезда, повышением маршрутизации, обезличиванием общего парка и рядом других мер. Только за первые 9 месяцев текущего года указанные меры уже позволили увеличить грузооборот на железнодорожном транспорте на 6,1 процента, а скорость доставки грузов – на 2,7 процента.
Совет потребителей услуг РЖД намерен обратиться в правительство России и представить собственные рекомендации относительно того, как за счет экономического стимулирования и изменений нормативной базы сделать более эффективным и конкурентоспособным использование железнодорожного транспорта для грузоперевозок.
В свою очередь в РЖД, как недавно писал «Коммерсантъ», предлагают железнодорожным операторам начать утилизацию старых вагонов, которые запрещается эксплуатировать по новому техническому регламенту.
Более того, в распоряжении редакции «Ленты.ру» есть письмо начальника Управления вагонного хозяйства РЖД Алексея Сакеева в адрес Совета потребителей услуг РЖД, в соответствии с которым в настоящее время на железнодорожных путях находится около 112 тысяч вагонов, нуждающихся в ремонте, при этом непригодными к эксплуатации вагонами «забито» около 840 километров путей. Из-за этого пропускная способность инфраструктуры снижается, а сроки доставки грузов растут. По рекомендации РЖД, собственникам следует отправить на металлолом старые вагоны, «которые не планируется больше использовать в перевозочном процессе».
Как заявил «Ленте.ру» Игорь Ромашов, председатель Совета директоров ООО «Трансойл»: «Мы поддерживаем решение РЖД о необходимости утилизации старого подвижного состава». Но, по его словам, нужен комплекс мер, который необходимо принять в рамках Таможенного союза. В частности, нужен полный запрет на продление сроков службы вагонов. «У каждого типа вагонов есть свои сроки эксплуатации, и устаревшего парка сейчас очень много. Принятие в 90-х годах решения о продлении срока службы вагонов было временной мерой. Сегодня промышленность готова производить новые, более эффективные вагоны», — считает Ромашов. «Поэтому нужно ограничить эксплуатацию вагонов старой модификации, указав, например, что такие-то модели цистерн с такого-то года на инфраструктуру допускаться не будут».
«Я предполагаю, что в ближайшие два года эта тема даст рынку глоток свежего воздуха», — заявил Сергей Мальцев. «Ожидаемая система продления с учетом сертификации, скорее всего, приведет к ускоренному выбытию старого подвижного состава, что может положительно сказаться на балансе спроса и предложения на рынке»,– считает глава Совета потребителей РЖД.