Вратарь клуба «Орландо Пайрэтс» и сборной ЮАР Сензо Мейива был застрелен в результате разбойного нападения на дом своей подруги. 27-летнего игрока доставили в больницу, где врачи констатировали его смерть. «Лента.ру» приводит подробности происшествия и вспоминает другие известные случаи, когда представители мира футбола гибли как непосредственно на поле, так и за его пределами.
Те, кто бывал в Южно-Африканской Республике или просто интересовался бытом богатейшей страны континента, вряд ли удивятся грабежу со смертельным исходом. Подобные происшествия — дело для ЮАР настолько типичное, что очередной случай вряд ли привлек бы чье-либо внимание, кроме родственников погибшего и местных полицейских.
Но на этот раз убийство получило мировую огласку. Жертвой оказался голкипер одного из самых популярных южноафриканских клубов «Орландо Пайрэтс» и, ко всему прочему, капитан национальной сборной страны. Доподлинно неизвестно, что именно произошло в доме, где помимо футболиста находились еще шесть человек. По данным полиции, Мейива, приехавший в гости к подруге в пригород Йоханнесбурга, сам открыл убийцам дверь и некоторое время с ними общался. Свидетели сообщили, что нападавших было двое, еще один остался на улице и следил за окрестностями.
Из дома ничего не похищено — полиция опровергла сообщения местной прессы, утверждавшей, что преступников привлек мобильный телефон жертвы. Судя по всему, Мейива был знаком с нападавшими. По некоторым данным, убийство может быть связано с хозяйкой дома, известной в ЮАР певицей Келли Кхумало, с которой у женатого спортсмена был роман.
Любое сообщение об убийстве футболиста в первую очередь вызывает ассоциации с трагической участью колумбийца Андреса Эскобара. Однофамилец и земляк легендарного наркобарона забил мяч в свои ворота на ЧМ-1994, после чего сборная Колумбии лишилась шансов на выход в плей-офф. Через десять дней после фатального автогола Эскобар был застрелен в своей машине в родном Медельине. Полиции удалось задержать только одного из убийц — Умберто Муньоса Кастро. По мнению следствия, именно он выпустил в футболиста двенадцать пуль, сопровождая каждый выстрел криком: «Гол!». Кастро был приговорен к 43 годам тюрьмы, позже срок уменьшили до 26, но отсидел убийца только 10 лет и был выпущен за прилежное поведение.
Латинская Америка часто «радует» подобными инцидентами. Громкая история с четвертованием судьи и водружением его головы на шесте в центре поля произошла летом 2013 года. Началось все с банального удаления. Футболист с решением не согласился и ударил арбитра по лицу. Так как меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами, были исчерпаны, судья достал предмет, который в его экипировку, казалось, входить никак не должен, — складной нож — и нанес Абреу ранение, не совместимое с жизнью. Игрока еще везли в больницу — зрители не могли знать, что тот скончается по дороге, — а арбитр уже был схвачен толпой, связан и подвергнут скорому суду.
В 70-х годах прошлого века в матче аргентинских клубов «Хувентуд» и «Хенераль Кабальеро» события изначально развивались по тому же сценарию: судья в конце первого тайма показал красную карточку игроку хозяев, а тот начал активно возражать при помощи кулаков. На этот раз в ответ судья достал пистолет и удаление для игрока также стало последним в жизни. Напасть на арбитра, только что застрелившего человека прямо на футбольном поле, никто не решился, но через несколько дней брат убитого устроил кровную месть, добравшись до убийцы раньше полиции.
Вообще случаев, когда футбольное поле становилось местом убийства, история знает немало. Иногда это происходит в результате несчастного случая, как недавний инцидент в Алжире, где камерунский нападающий «Кабилии» Альбер Эбоссе был смертельно ранен в голову камнем, прилетевшим с трибун. Таким образом местные болельщики выражали недовольство проигрышем их команды, причем единственный мяч хозяев забил именно камерунец — лучший бомбардир чемпионата Алжира 2013 года. Спасти его жизнь не удалось.
Бывает и так, что убийство игрока болельщиком прямо на поле происходит с прямым умыслом. В 2009 году в Багдаде в матче любительских команд уже на 90-й минуте нападающий клуба «Хиллах» выбежал один на один с голкипером «Синьяра». Забей он мяч, и счет стал бы равным. Но путь к воротам был прерван выстрелом в голову, который произвел один из фанатов «Синьяра». В 2003 году в соседнем Иране обошлись без помощи болельщиков: в городе Ахваз защитник, расстроенный пропущенным мячом, ударил отличившегося нападающего по голове так, что тот умер даже до того, как его донесли до машины скорой помощи.
Футболисты, завершившие карьеру, тоже нередко становятся жертвами убийств. К примеру, бразилец Жуан Родриго Силва Сантос в прошлом году был похищен неизвестными, а на следующее утро его супруга обнаружила на пороге дома рюкзак мужа. Там была голова Жуана Родриго с вырезанными глазами и языком. Позже обнаружилось и тело: отдельно торс, руки, ноги. Скорее всего, это была месть со стороны одной из уличных банд. В свое время Жуан стал жертвой ограбления и разместил на своей странице в Facebook скриншоты с камер видеонаблюдения, призвав френдленту помочь ему упечь преступников в тюрьму.
Нашлось в этом списке место и России. В январе 2003 года возле своего дома на Дмитровском шоссе в Москве был убит бывший нападающий московского «Торпедо» Юрий Тишков. Талантливейший форвард, из-за травмы рано завершивший карьеру, стал футбольным агентом и спортивным комментатором на РТР. Несколько ударов ножом оборвали жизнь Юрия, свидетелей найдено не было, а следователи настаивали на бытовой версии убийства. Хотя все обстоятельства указывали на то, что причиной нападения была именно агентская деятельность Тишкова.
Говорили про «напряженные отношения» с рядом клубов, намекали на разгоревшуюся именно в этот момент борьбу за игрока «Торпедо» Дмитрия Смирнова, решением Контрольно-дисциплинарного комитета РФС объявленного свободным агентом. Именно Тишков был агентом футболиста, которого в тот момент можно было совершенно бесплатно забрать у автозаводцев, и именно Юрий принимал непосредственное участие в переговорах об условиях контрактов, предлагавшихся Смирнову. Летом этого года стало известно, что дело об убийстве Тишкова было извлечено из архивов и передано в специальный отдел Следственного комитета, который занимается преступлениями прошлых лет.